В темных водах общественного мнения время от времени, словно подводная лодка из глубин, всплывает вопрос о Курильских островах. Японцы с упорством, достойным лучшего применения, повторяют одну и ту же фразу, достойную незабвенного Паниковского: «Дайте Курилы, дайте Курилы, Курилы дайте…» От частого повторения у некоторых уже начало складываться впечатление, что мы и впрямь кому-то что-то должны отдать.
Дискуссии о Курильских островах и взаимоотношениях с Японией можно услышать в такси, в очереди супермаркета, в телевизоре, только что не в полночь на кладбище.
Не так давно В. В. Путин, ведя диалог с японским премьер-министром Синдзо Абэ, попытался в очередной раз втолковать собеседнику, что про острова лучше забыть и двигаться в будущее. В ответ японский премьер в средствах массовой информации разразился пламенной речью, смысл которой, в переводе с дипломатического, сводится к тезису: «Как вы могли подумать?! Я не такая (такой), я жду трамвая!» Не будет островов -- не видать России мира с Японией!
Вот тут напрашивается резонный вопрос: «И что?» Уже более 70 лет прошло с тех пор, когда Советская Армия вчистую разгромила японскую, этого мира нет. Ну так между Римом и Карфагеном мира не было две с лишним тысячи лет. Эка невидаль. Небо не рухнуло наземь. Если этот мир настолько не нужен Японии, может, и нам он ни к чему?
С чего все начиналось
Порою у нас слышатся голоса: к чему нам эти невнятные клочки суши? Что с них проку? Вот отдадим стране Восходящего солнца их любимые каменные огрызки, и японцы нас тут же полюбят, мир подпишут и всем подарят пятьсот самурайских эскимо. Словом, как в знаменитом фильме: «Забирай! Государство не обеднеет!»
Так что же такое эти пресловутые Курильские острова, в чем суть проблемы? Южно-Курильская гряда состоит из 56 небольших и совсем крошечных островов, протянувшихся с севера на юг от Камчатки до японского острова Хоккайдо. И в Японии, и в России они известны с 17 века, открыты были примерно в одно время, первые высадки на острова происходили едва ли не синхронно. В то же время в этих краях плавали голландцы и они тоже видели острова. Но, слава Богу, не претендуют на далекие земли.
На открытых русскими, японцами и голландцами островах жили айны. На их языке «кури» -- означало «люди», отсюда и название островной гряды. Так что ни о какой колонизации «ничейной» земли речи вообще быть не может.
«Ну вот, -- ляпнет кто-нибудь -- айны это же японцы! А значит…». Не значит. Айны жили на островах Японии, отчасти на материке, на Сахалине и в Приамурье, задолго до появления там пришлых завоевателей. Когда в V веке до. нашей эры предки нынешних японцев вторглись в земли своей будущей родины, айны встретили их с оружием в руках и, строго говоря, имели на это право. Но, как в случае с американскими индейцами, участь коренного населения была горька.
Вооруженная борьба айнов, невзирая на их разобщенность и относительную малочисленность продолжалась вплоть до 15 века н.э. Вот, что писали сами японцы об этом народе в книге «Нихон сёки»: «Среди восточных дикарей самые сильные — эмиси (от айнского «эмус» --меч). /……/ . В горы они взбираются подобно птицам, по траве мчатся как дикие звери. Добро забывают, но, если им вред причинить — непременно отомстят. Ещё — спрятав стрелы в волосах и привязав клинок под одеждой, они, собравшись гурьбой соплеменников, нарушают границы или же, разведав, где поля и шелковица, грабят народ страны Ямато. Если на них нападают, они скрываются в траве, если преследуют — взбираются в горы. Издревле и поныне они не подчиняются владыкам Ямато».
Таким образам наличие на островах айнов никак не привязывает Курильские острова к империи Восходящего солнца. Просто в 17 веке этнические японцы обнаружили еще некоторое количество земель, на которых жил совершенно однозначно враждебный им народ. В силу малой заселенности княжества Хоккайдо и собственного незначительного судоходства, это открытие имело для них чисто географическое значение. Да и сам остров Хоккайдо до 1798 года тоже не был Японией. Правивший там клан Мацумаэ не повиновался императорской власти, и нынешняя префектура была отдельным княжеством. Заниматься колонизацией островов Курильской гряды для Мацумаэ было делом трудным и малоперспективным. Для этого нужны были корабли и воины. И то, и другое было в дефиците и находило лучшее применение, чем бесполезные походы на воинственных айнов.
В целом же, геноцид этого народа продолжался до 20-го века и привел к угрозе исчезновения исконно японских «бородатых варваров».
С русскими промысловиками у айнов особых проблем не было. Стычки порою случались, но крайне редко. В целом же обстановка была вполне дружеская. Русское присутствие на островах постепенно нарастало год от года. В 18 веке, при императрице Екатерине Великой, большая часть айнов на островах Курильской гряды перешла в российское подданство, была крещена в православие, и их клич «Оппопи помиру»! –(Господи, помилуй!) в свое время приводил японцев в полное замешательство.
Таким образом, если следовать норме Международного права, сформулированной в 1836 году английским правоведом Генри Витоном, - 1) Первооткрытие. 2) Первоосвоение. 3) Длительное владение - Россия вполне легитимно имела право присоединить Курильские острова к своим землям.
Царская "дипломатия"
Первый юридический документ относившийся к разграничению владений в этом регионе между Россией и Японией был подписан в феврале 1855 года. Надо сказать, что с 1636 по 1854 годы страна Восходящего Солнца вообще не имела с кем–либо дипломатических отношений. В самом начале 19-го века Российский двор пытался наладить связи с восточным соседом и направила в Японию посла – того самого Резанова (прообраз героя «Юноны и Авось»). Но его корабль, простоял в виду императорского дворца полгода, так и не получив дозволение посольству сойти на берег. Лишь в 1853 году, когда американская эскадра коммодора Перри под угрозой начала бомбардировки японской столицы заставила императора начать переговоры о торговле, Япония начала открываться для внешних связей.
Договор с Россией был из первых. Подписывался он в весьма непростой ситуации. На Черном, белом, Балтийском морях и в Тихом океане шла война, по историческому недоразумению получившая название Крымской. Как можно видеть, охват ее был гораздо шире. Российская дипломатия старалась предотвратить использование Японии в качестве главной базы английского и французского флотов против Петропавловска и Владивостока. Договор был о дружбе и торговле. По нему японцам уступалась южная часть островов Курильской гряды (Кунашир, Шикотан, группа островов Хабомаи и самый крупный остров – Итуруп). Увы, дипломатический замысел провалился - Япония не решилась выступить против англо-французской эскадры, а вернее всего и не планировала отказывать ей в гостеприимстве, так что острова отдали просто так.
В 1875 году в Санкт-Петербурге был подписан новый договор, который передавал Японии Курильские острова в обмен на полный отказ Японии от претензий на Сахалин. Трудно сказать, что двигало российскими дипломатами. Возможно, они считали, что 212 человек, живущих на Курилах - недостаточно серьезная причина иметь в этих местах свое присутствие. В обмен на признание и без того фактически русского Сахалина российской территорией царские дипломаты совершенно без толку отдали Японии богатейшие промыслы, незамерзающие проливы, соединяющие Охотское море и Тихий океан - а главное, дали Японии возможность по щелчку устраивать морскую блокаду все того же Сахалина.
Итоги Русско-Японской войны: граф Полусахалинский
Вероятно, многомудрые императорские чиновники полагали, что игрушечная страна зонтиков, шкатулок, вееров и забавных вояк с плетеными абажурами на головах абсолютно неопасна? В таком случае, им предстояло еще многое узнать о восточном соседе. В 1904 году к российским берегам подошел современный, укомплектованный хорошо обученными экипажами японский флот. Балтийская эскадра, направленная через полмира на помощь нашим дальневосточным владениям, была просто расстреляна в районе Цусимы.
Когда японская армия начала двигаться вглубь материковых земель, нанося весьма чувствительные поражения российским войскам, стало понятно, что Министерство иностранных дел «несколько просчиталось», оценивая потенциал японцев. Также выяснилось, что пресечь высадку неприятеля попросту невозможно, поскольку японцы полностью контролируют российские прибрежные воды. Что русский Сахалин блокирован, и никому в Японии нет дела до утвержденного не так давно статуса этого острова. Что корабли нашего Тихоокеанского флота могут лишь делать вылазки со своих баз, не имея шансов в открытом море. Если бы не героическая оборона Порт-Артура, надолго сковавшая военно-морские силы Японии и немалую часть ее сухопутных войск, ситуация могла бы стать вовсе проигрышной.
Русско-Японская война имеет особое место в истории взаимоотношений между Россией, Японией и не только ими. Японский флот строился за рубежом, преимущественно в Англии и Америке, японскую армию обучали германские инструктора, японские деньги на модернизацию вооруженных сил были даны американскими банкирами. Официальным поводом к войне послужило укрепление позиций России в Китае и Корее, но не будь этого повода, нашелся бы другой – Япония методично шла к войне, подталкивалась к ней извне и изнутри.
Здесь необходимо упомянуть деятельность неправительственной разведывательно-диверсионной организации «Черный океан». Составляли ее как бывшие, так и действующие офицеры японской разведки - однако действовали они сугубо, как частные лица, чтобы в случае поимки иметь возможность отвести все обвинения от императора. Члены организации, плотно сотрудничая с представителями государственной и военной власти Японии, желали расширения страны на материк, в том числе за счет территорий Приамурья, а если повезет, то и вплоть до Урала.
Членами этой и подобных организаций велась разведка в России, устраивались диверсии и провокации. Натравленные и снабжаемые ими банды китайских разбойников хунхузов терроризировали амурское приграничье. И более того – Япония руками «частных лиц» весьма активно вкладывалась в устройство массовых беспорядков, которое потом назовут первой русской революцией. Тут и финансовая помощь русским, финским, польским и азербайджанским радикалам на покупку оружия (на выделенные боевикам-террористам деньги были закуплено столько оружия, что для его транспортировки пришлось нанимать пароходы «Джон Графтон» и «Сириус»). И оплата "свободной прессы", травящей всех, кто становился на защиту государства. И распускание панических слухов в обществе. И даже «мотивирование» нужных людей во властных кругах.
Ко всем этим вызовам российское общество оказалась не готово. Благодушно посмеиваясь над «япошками, которых мы шапками закидаем», оно само рыло себе могилу. Поверить, что страна, всего полвека назад вышедшая из самоизоляции, из затянувшегося средневековья, вдруг пожелает властвовать над азиатским континентом - и не только пожелает, но и небезуспешно попытается это сделать – принять такое цивилизованные русские европейцы не могли. Не укладывалось в головах.
Наше военное командование не разделяло прекраснодушия образованцев, и потому встретило японские войска не в русских землях, а в Южной Манчжурии. Да, попытка закидать противника шапками привела к острой недостаче шапок и тяжелым поражениям. Быстро сообразив, что победить врага силами, имеющимися на Дальнем Востоке нереально, Генеральный штаб экстренно начал отмобилизовывать войска из европейской части России и направлять подкрепления в действующую армию. Первые успехи Японии, так радостно воспринятые радетелями «революционных преобразований», быстро пошли на убыль. К 1905 году Русская армия на этом театре военных действий уже практически не уступала японской по основным боевым показателям. А главное – разъяренная неудачами, она желала идти в бой.
Что же в это время было у японцев? Японский историк Сюнпей Окамото оценивал ситуацию перед заключением мира так: «Очевидно, что военные перспективы Японии были безотрадными. На тот момент армия России была в три раза сильнее японской. В то время как японская армия управлялась в основном офицерами запаса, так как большинство кадровых офицеров было убито или ранено, российская состояла в основном из первоклассных военных, недавно прибывших из Европы».
Но быть может, профессор заблуждался и недооценивал самурайский дух собственной армии? В таком случае его недооценивало и высшее японское командование. На совещании у императора военный министр Тараути во всеуслышание заявил, что война не может больше продолжаться из-за нехватки офицеров. Ему вторил министр финансов Соне: «Продолжать войну невозможно, потому что на это нет денег». Глава штаба армии Ямагата подводит неутешительный итог: «Единственный выход — это заключение мира».
Конечно, сложно предположить, что на этом совещании находился российский секретный агент, который бы мог сообщить столь важную информацию в столицу. Однако и без того было видно, насколько ослабла японская армия. И вот тут японцы вдруг стали миролюбцами и гуманистами --18 апреля 1905 года победоносная Япония обратилась к Теодору Рузвельту с просьбой незамедлительно предложить России переговоры о мире. Быстро поняв ситуацию, американский президент тут же выступил с инициативой стать посредником между воюющими державами.
Да, каждая война ведется для мира после нее. Можно понять российский императорский дом, желающий выйти из войны, поскольку и без того вся страна охвачена волной «революционного» террора. Однако в сложившихся условиях мир вполне мог быть заключен таким образом, чтобы не напоминать капитуляцию. Но за дело взялся «великий искусник» -- председатель российского кабинета министров С.Ю. Витте. Шедшие из-за океана телеграммы явно показывали, что игра идет в одни ворота.
Вот лишь одна из многих подобных депеш: «В Америке, что касается Сахалина, то по-видимому общественное мнение склонно признавать, что раз мы имели несчастье потерять Сахалин, то он фактически в руках японцев, и Японии трудно будет отказаться от того, что приобретено успехами ее флота». И далее в том же духе. «Общественное мнение Америки полагает».
Благодаря резкому ответу из российской столицы Витте все же приложил некоторые усилия и без особого труда выторговал обратно часть Сахалина. Япония готова была пойти и на большие уступки, но Витте они явно были не нужны. Таким образом по условиям предательского Портсмутского договора, подписанного 5 сентября 1905 года, Россия уступила Сахалин от 50 параллели и все Курильские острова.
Понятное дело, в России этот "дипломатический успех" честные люди посчитали оскорбительным. За Витте прочно утвердилось презрительная кличка «Граф Полусахалинский».
Курилы и Советский Союз
Произошедшая вскоре в России революция вновь пробудила японцев от сна, и они радостно высадились во Владивостоке «для поддержки правителя России А. Колчака». Правда, в особой поддержке они замечены не были, но грабили все, до чего можно было дотянуться. Когда же в конце концов они были выбиты с Дальнего Востока, снова встал вопрос урегулирования территориальных претензий.
Новый договор был заключен в 1925 году в Пекине. Там советские представители четко заявили, что, признавая японские захваты Курил и Сахалина де факто, они не признают их де юре. Таким образом точки над Ё были расставлены абсолютно недвусмысленно - острова будут возвращены, как только появится такая возможность. И если в 1925 году сил для возвращения оккупированных Японией земель просто не было, то в 1945 году они уже вполне имелись.
Здесь необходимо напомнить, что перед тем, как вернуть себе острова Курильской гряды, Советский Союз разгромил миллионную Квантунскую армию, вдруг очутившуюся не на исконной японской земле, а в Китае, где ими был устроен настоящий геноцид коренному населению. Японцев можно было застать чрезвычайно далеко от отчего дома - и аппетиты их от проглоченных земель только возрастали. Для того, чтобы предположить, что такая политика могла быть «уродливым частным случаем», надо совсем не знать методичность японцев. Теперь же, когда Япония смирилась с ролью дочерней фирмы при США, то аппетит их определяется в Вашингтоне. И во время еды он не проходит.
На нашу удачу, ни разбиратель русских земель Горбачев, ни широкий на территориальные подарки Ельцин не успели отдать японцам эти «никчемные холодные камни в безлюдном океане». Хотя разговоры среди образованной общественности (здравствуйте, 1904-1905 годы) шли активно. К Путину тоже подходы были, ему даже подарили 8 дан по дзюдо за неведомые «особые заслуги в развитии» , чтобы был уступчивей. Не прокатило.
Итак, для чего России нужны эти «безжизненные камни»?
1. Стратегическое положение. Именно и только в незамерзающих глубоководных проливах между южнокурильскими островами подлодки и корабли Тихоокеанского флота могут выходить в Тихий океан в любое время года.
2. На Итурупе находится крупнейшее в мире месторождение редкого металла рения, который используется в суперсплавах для космической и авиационной техники. Мировая добыча рения в 2006-м году составила 40 тонн, при этом вулкан Кудрявый выбрасывает каждый год 20 тонн рения. Это единственное место в мире, где рений находится в чистом виде, а не в виде примесей. 1 кг рения в зависимости от чистоты стоит от 1000 до 10 тыс. долларов. Другого месторождения рения в России нет (в советское время рений добывался в Казахстане).
3. Запасы других минеральных ресурсов Южных Курил составляют: углеводороды – около 2 млрд. тонн, золото и серебро – 2 тыс. тонн, титана – 40 млн. тонн, железа – 270 млн. тонн
4. Южные Курилы - одно из 10 мест в мире, где за счёт турбуленции воды из-за встречи теплого и холодного морских течений происходит подъём с морского дня корма для рыб. Это привлекает огромные стада рыб. Стоимость добываемых здесь морепродуктов превышает 4 млрд. долларов в год.
Вопрос по существу
Попытка что-то отдать японцам (да и кому бы то ни было) всегда приводила лишь к тому, что дальше нужно было отдать им еще что-то. И еще. Да и в целом, уступки русских земель настойчивым соседям - крайне предосудительная практика. Мы ничего не получим, чтобы там ни было прописано в бумагах. Будь то земли, уступленные «в аренду» Китаю или же отданные ему для того, чтобы снять вопросы по спорным территориям. Это аксиома международной политики. И в отношении России здесь нет и не может быть исключений. Тем более, что наше общественное мнение признает - раз уж Курильские острова в наших руках, то именно мы должны воспользоваться преимуществами… И далее по тексту.
Какой смысл отдавать кому-то наши земли? Запереть наш флот и получить базы НАТО на расстоянии выстрела из рогатки? Было бы глупо, если бы не было самоубийственно. Думать лучше о нас не станут. Но ко всему еще решат, что мы глупы и слабы. Нам это нужно?