Найти в Дзене

Жирафы Павла Веселова

Справедливости ради нужно сказать, Ленинградский скульптор-анималист Павел Павлович Веселов изображал разных животных, но чаще всего он любил изображать жирафов. Столько этих животных не изображал не один из авторов посвятивших свое творчество изображению животных. Ранее мы уже писали о композиции из трех скульптур "Жирафов" получивших серебряную медаль на Международной выставке в Остэнде (Бельгия). В 1960 году по просьбе директора ЛФЗ Веселов сделал уменьшенное повторение остендских «Жирафов», это была первая работа Павла Павловича на ЛФЗ - «Жираф стоящий», «Жираф пьющий» и «Жираф наклонившийся». Фигуры являются уменьшенным повторением керамических жирафов, экспонировавшихся в Остенде. Они сильно отличаются от остальных работ скульптора в фарфоре. Эти небольшие стилизованнее фигурки очень изящны. Плавные, текучие линии тел животных оттеняет четкий остроугольный рисунок поверхности. Терракотовые пятна узора шкуры удачно оттеняют белизну фарфора. Глаза, кисточка хвоста и соединенны

Справедливости ради нужно сказать, Ленинградский скульптор-анималист Павел Павлович Веселов изображал разных животных, но чаще всего он любил изображать жирафов. Столько этих животных не изображал не один из авторов посвятивших свое творчество изображению животных. Ранее мы уже писали о композиции из трех скульптур "Жирафов" получивших серебряную медаль на Международной выставке в Остэнде (Бельгия).

В 1960 году по просьбе директора ЛФЗ Веселов сделал уменьшенное повторение остендских «Жирафов», это была первая работа Павла Павловича на ЛФЗ - «Жираф стоящий», «Жираф пьющий» и «Жираф наклонившийся». Фигуры являются уменьшенным повторением керамических жирафов, экспонировавшихся в Остенде. Они сильно отличаются от остальных работ скульптора в фарфоре. Эти небольшие стилизованнее фигурки очень изящны. Плавные, текучие линии тел животных оттеняет четкий остроугольный рисунок поверхности. Терракотовые пятна узора шкуры удачно оттеняют белизну фарфора. Глаза, кисточка хвоста и соединенные в виде «шапочки» рожки более темные. На примере «Жирафов» 1960 года можно говорить о характерной особенности творчества Веселова, часто одновременно возникают два-три варианта решения образа животного, поскольку один вариант редко исчерпывает для него сущность зверя или птицы.

Жирафы из триптиха П.П Веселова, 1960 г. ЛФЗ Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"
Жирафы из триптиха П.П Веселова, 1960 г. ЛФЗ Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"

Однако первый "Жирафенок" увидел свет в 1957 году и тиражировался непродолжительное время на Рижском фарфоровом заводе, данная скульптура есть в коллекции "Фарфоровый заповедник"

Жирафенок, авт. П.П. Веселов, Рижский фарфоровый завод, 1960 г. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"
Жирафенок, авт. П.П. Веселов, Рижский фарфоровый завод, 1960 г. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"

Множество композиций Павла Веселова имеют объемное, широкое основание которое служит постаментом. Примером является скульптура «Жираф с поднятой головой» (1961) . Расписан этот «Жираф» иначе, чем «Жирафы» 1960 года: контраст белого и коричневого смягчен бежевым, покрывающим почти всю фигуру. «Жираф с поднятой головой» - первый по времени пример композиционной схемы лежащего копытного с подогнутыми передними, вытянутыми параллельно туловищу задними ногами, данная фигура присутствует в "Фарфоровом заповеднике"

Жираф с поднятой головой, авт. П.П. Веселов, ЛФЗ, 1961 г. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"
Жираф с поднятой головой, авт. П.П. Веселов, ЛФЗ, 1961 г. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"

Одновременно с выпуском фигуры на Ломоносовском фарфоровом заводе скульптор запускает аналогичную фигуру на Рижском фарфоровом заводе.

Жираф с поднятой головой, авт. П.П. Веселов, Рижский фарфоровый завод, 1961 г. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"
Жираф с поднятой головой, авт. П.П. Веселов, Рижский фарфоровый завод, 1961 г. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"

Не так много у Павла Веселова скульптурных работ, рассчитанных на круговой осмотр, с развитой пространственной композицией. «Жираф лежащий» (1961) — это, пожалуй, самый удачный и эффектный из жирафов Веселова. Словно балерина, склонило животное голову к копыту, не касаясь, однако, его. Каждый из ракурсов придает новый оттенок восприятию движения. Просвет под упругой изогнутой шеей придает композиции легкость. Округлые дуги очерчивают силуэт, замыкают композицию. Фигура присутствует в коллекции "Фарфоровый заповедник"

Жираф отдыхающий, авт. П.П. Веселов, ЛФЗ, 1961 г. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"
Жираф отдыхающий, авт. П.П. Веселов, ЛФЗ, 1961 г. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"

В одном интервью Веселов рассказал как ему удалось пару раз подсмотреть как спит жираф: изогнув шею прихотливой лианой и положив изящную голову на задние ноги. Мотив отдыхающего жирафа на долгие годы увлек скульптора.

Жираф спящий, авт. П.П. Веселов, Рижский фарфоровый завод, 1971 г. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"
Жираф спящий, авт. П.П. Веселов, Рижский фарфоровый завод, 1971 г. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"

В 1971 году Веселов возвращается к образу жирафа создав скульптуру "Жирафенок". Данная скульптура присутствует в коллекции "Фарфоровый заповедник"

Жирафенок, авт. П.П. Веселов, ЛФЗ, 1971 г. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"
Жирафенок, авт. П.П. Веселов, ЛФЗ, 1971 г. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"

Как видите увлеченность скульптора одним образом приносит неплохие плоды. К сожалению отдельные скульптуры производились ограниченным тиражом и остаются в мечтах многих коллекционеров.

Спасибо за внимание, мы продолжим знакомится с творчеством скульптора анималиста Павла Павловича Веселова в следующих выпусках.