Как поведать сегодня о войне, чтобы она произвела нужное впечатление? Как рассказать сегодня о том, чтобы нацисты перестали быть карикатурными монстрами в безукоризненно скроенной форме? Как, наконец, рассказать о ненависти сегодня, чтобы изобразить ее ужас? Эти вопросы должен был задать себе Тайка Вайтити, взяв на себя съемку "Jojo Rabbit", фильма, который рассказывает совершенно по-новому о войне, нацистах и ненависти. Ибо войну он представляет как невыполненное обещание, нацистов - как рок-идолов, а ненависть-как увлечение.
Только достигнув оксюморонов, противоречий и антиномий, можно увидеть то, что стало до предела видимым. Вайтити восстанавливает присутствие Гитлера, нацистов и ужас войны, показывая все это так, как никто раньше. Гитлер-улыбчивый друг-мотиватор, нацисты-заботливые опекуны, а война-это борьба за лучшее завтра. Конечно, все это было бы нелепо, если бы не тот факт, что таким он только в глазах десятилетнего адепта Гитлерюгенда; довольно неуклюжий, немного трусливый и, в конце концов, довольно симпатичный, в конце концов, он просто парень, который неправильно выбрал себе кумиров.
Его видение мира формируется Гитлером – не тем, кого мы знаем по карточкам истории, а невидимым другом, с которым он противостоит своим чувствам и сомнениям. Играемый Тайки Вайтити, Гитлер-олицетворение десятилетнего нацистского сердца Джоджо, совести, сформированной во время лагерей для Гитлерюгенда. Создавая игривый образ Гитлера, Новозеландец очистил сообщения о том, что гитлеровцев из ее фильмов demoniczności, которая, как правило, сопровождается историям о ВТОРОЙ мировой войне и слишком легко объясняет, причиненный в то время зло. Он оставил чистую нацистскую риторику, которую он доводит до абсурда благодаря логике десятилетнего ребенка. С этой точки зрения зло оказалось банальным, будничным и обыденным, а потому еще страшнее. Гитлер, в конце концов, не был рогатым дьяволом, который контролировал умы немцев – он был ближе к рок-звезде, за которой без ума от восторженных поклонников.
В этой сатирической, сказочно-комедийной эстетике "Jojo Rabbit" заключен весь его смысл – его оригинальность и извращенность. Визуально фильм представляет собой лишенную характерной симметрии кальку произведений Уэса Андерсона-с очевидными намеками на „Moonrise Kingdome”. В нем также есть детское приключенческое кино под знаком Стивена Спилберга,” жизнь прекрасна "Бениньи, и, конечно же, довольно много из атмосферы” Дикой Охоты" Вайтити. Это складывается в блестящее целое, пропитанное рискованным юмором, разрушающим наши представления о том, как можно рассказывать о вещах, которые годами функционируют в неприкосновенных формах.
Проблема, однако, в том, что образы отчужденного Гитлера, симпатичных нацистов, войны как скаутского лагеря через несколько мгновений застывают – перестают шокировать, заставлять задуматься и даже развлекать. Ибо им не хватает развития-более глубокой функции в сюжете, которая в конечном итоге оказывается выверенной из очевидности и осуществляется по известным схемам. Эксцентричная энергия Вайтити совершенно не идет рука об руку с историей, которая берет верх во второй части, превращая фильм в обычную историю созревания и восстания. Все усилия, приложенные к изменению повествования о войне и нацистах, перечеркнуты тем фактом, что сюжет попадает в слишком глубокие колеи конвенции.
Жаль, что Вайтити дезертировал из своей войны со штампом. Очевидно, он испугался собственной извращенности и в конце концов сгладил ее. Однако это не привело его, к счастью, к полному поражению. „Кролик Джоджо " в любом случае выделяется на фоне других фильмов о войне. Он видит в ней ту же ненависть, что и в людях, издевающихся над слабыми, высмеивающих легкие жертвы, подавляющих чувствительность, нежность и несходство. Вайтити сделал столько же фильмов о нацистской Германии, сколько о сегодняшнем ненавистнике, хулиганстве и моббинге. Кто станет козлом отпущения через минуту? Управляемые дьяволами евреи? Или мальчик, который не хочет выкручивать голову кролику?
ОЦЕНКА: 8/10