Халатность сыграла злую шутку с руководящим составом советского Тихоокеанского флота.
Страшная авиакатастрофа произошла 7 февраля 1981 года в окрестностях города Пушкина, тогда еще принадлежавшего Ленинградской области. В тот страшный день разбился следовавший рейсом в Хабаровск и Владивосток самолет Ту-104, на котором находилось высшее командование Тихоокеанского флота во главе с адмиралом Эмилем Спиридоновым. Что привело к гибели 16 адмиралов и генералов?
Роковой сбор
В те суровые февральские дни в 1981 года в Ленинграде проходили командно-штабные учения, которые собрали в городе командный состав всех флотов страны.
Мероприятие длились в течение недели, а итоги подвели 7 февраля. Лучшим стало командование Тихоокеанского флота. Моряки в тот же день собирались возвращаться на Дальний Восток.
В 16:02, в условиях снегопада, Ту-104 с адмиралами на борту вышел на взлетно-посадочную полосу, начал набирать высоту и оторвался от земли. Спустя восемь секунд, самолет поднялся на 50 метров, резко накренился вниз и ударился о землю. Во время расшифровки черных ящиков, последнее, что истошно крикнул штурман: «Куда!».
Последовавший после падения взрыв не оставил никаких шансов выжить шести членам экипажа и 44 высокопоставленных пассажирам. Среди них были командующий Тихоокеанским флотом адмирал Эмиль Спиридонов, глава политуправления ТОФ вице-адмирал Владимир Сабанеев, начальник штаба, командующий морской авиацией и другие высшие офицерские чины. Погибли 16 адмиралов и генералов, а также капитаны трех рангов.
Сразу после авиакатастрофы выжить удалось только старшему лейтенанту Валентину Зубарева, но и он скончался по дороге в медицинское учреждение.
Обезглавленный флот
По сути после катастрофы Тихоокеанский флот СССР оказался без руководящего состава, что грозило параличом управляемости и координации столь огромной структуры. Как следствие, флот мог быть не таким боеспособным, как ранее. Высшее военное руководство страны привело соединения флота в повышенную боевую готовность и молниеносно назначило на освободившиеся должности, офицеров, которые раньше не могли бы об этом мечтать из-за низкого ранга.
Недопустимая халатность
После долгого следствия версия внешнего вмешательства отпала, потому что на поверхности появились реальные обстоятельства рокового полета. За несколько дней до авиакатастрофы командир экипажа Ту-104 обратился в политотдел Тихоокеанского флота с просьбой разобраться с нарушениями, систематически совершаемыми высшим офицерским составом ТОФ. Однако на летчика и его слова никто не отреагировал.
Когда шло следствие, специалисты выяснили, что в тот день воздушное судно было под завязку набито бытовой техников, дефицитными товарами, огромными рулонами бумаги и даже объемными сейфами с секретными папками.
Комиссия по расследованию считает, что при разбеге в самолете незакреплённый груз сместился в хвост машины, что привело к потере его устойчивости в воздухе и крушению.
Об этом даже сказал единственный очевидец трагедии. По его словам, хвост воздушной машины внезапно ушел вниз, а затем самолет в вертикальном положении ударился о землю.
Флотоводцы были похоронены на Серафимовском кладбище в Северной столице.
В последний путь адмиралов, генералов и других моряков провожал весь Ленинград.
Фото: hom