Я - психолог специализирующийся на помощи родителям, у которых возникли трудности в воспитании детей.
За последнюю неделю 3 похожих обращения: девочки 11-12 лет, переход в 5 класс, сложности с учебой, отказ ходить в школу, гаджетозависимость.
В каждом случае свои нюансы, но было и кое-что общее: во всех этих семьях не были сформированы правила пользования техникой.
Вводить правила в подростковом возрасте, когда идет обострение взаимоотношений - сложно.
Нужно делать это сразу, как только ребенок получает доступ к телефону, планшету, компьютеру и видеоиграм.
Зависимость от видеоигр включена ВОЗ в перечень болезней и расстройств. Диагноз можно ставить, если у человека из-за игр на протяжении года возникают проблемы в жизни, работе или учебе.
Гаджеты - сами по себе не зло. Проблема в том, что мы - первое поколение, которое воспитывает детей в цифровом мире. Нет опыта, никто никогда не сталкивался с такими проблемами до нас, приходится разбираться прямо на ходу и набивать шишки со своими детьми, увы.
Посчитайте, сколько в день ваш ребенок проводит за играми/просмотром видео (мультиков)/в мессенджерах/соцсетях. Сколько это в неделю, в месяц.
Посчитайте сколько времени ребенок проводит общаясь с вами, сравните с первым пунктом, определите, это то, как вы хотели бы, чтобы у вас было или нет.
Определите для себя, сколько на ваш взгляд, вы считаете нормальным для ребенка в его возрасте проводить времени за гаджетами.
Если вы понимаете, что реальное время сильно больше того, что вам кажется разумным - пора вводить правила.
- Определите, что ребенку можно, а что нельзя.
- Определите время пользования (сколько, и в какой период дня. За час до сна исключить любые устройства).
- Рассказывайте про устройство компьютерных игр (что они специально делаются так, чтобы не хотелось останавливаться, все яркое, выпрыгивающее, легкая добыча: монетки, призы и т.п. - все это вызывает в мозгу выработку дофамина (гормон удовольствия) и хочется еще и еще.).
- Рассказывайте про рекламу, учите закрывать, отключать ее, не переходить к покупкам.
- Не привязывайте карту к аккаунтам, которыми пользуется ребенок.
- Разнообразьте среду ребенка. У него должна быть интересная жизнь в реальности.
Детям, которые уже пользуются соцсетями.
- Рассказывайте о том, как они устроены.
- Учите, что все может обманом, никогда точно не известно кто по другую сторону экрана.
- Учите не разглашать личную информацию: адрес, номер школы, номера телефонов, где работают родители и т.п., не высылать свои фото, особенно в обнаженном виде.
- Расскажите про троллинг, про кибербулинг (когда делают фотошоп головы ребенка с каким-нибудь непристойным изображением, например) и начинают угрожать, что отправят всем его друзьям. Что делать - если такое случилось (идти к родителям!).
- Расскажите про защиту личных данных, настройки приватности, доступа. Предупредите, что могут взломать и что делать (идти к родителям!).
Интересуйтесь жизнью ребенка, его увлечениями, его чувствами. Что бы в случае неприятностей ребенок пришел и рассказал вам - у вас должны быть с ним теплые доверительные отношения.