Матери-героини, село Борки. Фото Юрий Феклистов, 1986
«Бабы ещё нарожают» — крылатая фраза, ошибочно приписываемая маршалу Георгию Жукову, фельдмаршалу петровской эпохи Борису Шереметеву, самому Петру I и многим другим полководцам разных эпох.
Близкие по смыслу изречения существовали в русской и советской литературе ещё до Великой Отечественной войны и до революции 1917 года, не имея конкретного автора. Их возможный источник — «Письмовник Курганова» (учебник русской грамматики и пособие по самообразованию за авторством Николая Курганова, переиздававшийся с 1769 по 1837 год 11 раз). В нём содержалась знаменитая реплика принца Конде (в переложении Шиллера), которую военачальник, потерявший около восьми тысяч солдат в победоносной для него битве при Фрайбурге (1644 ), будто бы произнёс в утешение кардиналу Мазарини: «Одна ночь в Париже восстановит наши потери» (фр. Une seule nuit de Paris réparera nos pertes).
Фраза стала широко известной в Европе, хотя по замечанию Гольбаха, «Париж не производит готовых солдат за одну ночь». Предполагается, что в русской языковой среде фразу впоследствии упростили и огрубили.
С именем Георгия Жукова фразу впервые связал Максим Соколов в 1996 году (статья в «Коммерсанте»: «Жуков в этом смысле был не менее гениален, чем Наполеон, ибо проблема сбережения своих солдат была отброшена им в принципе — „война всё спишет“, а равно „бабы новых нарожают“». Но её подлинным популяризатором стал Михаил Веллер, который опубликовал в 2001 году в «Огоньке» сюрреалистический рассказ «Трибунал». В нём в уста Жукову (который разбирает дело декабристов) вложены слова: «Солдат вам бабы новых нарожают. Россия велика. Положил бы за дело — не жалко. Операция провалена бездарно. Преступно!».
И — пошло-поехало: фразу подхватили Александр Бушков и др. писатели, а затем она прочно вошла в обиход в русскоязычном интернете.
Фельдмаршалу Борису Шереметеву эта фраза была приписана в опубликованной в 2000 году книге красноярского писателя Андрея Буровского «Россия, которой не было-2». Шереметев будто бы успокаивал ею царя после штурма Нарвы. Буровский уверял, что взял её из фильма «Пётр Первый» (1937-1938), однако в фильме Шереметев произносит: «Ничего, Бог милостив — народу хватит».