Найти тему
Venefica

Как воспитать у ребенка "сложный характер" и надо ли это делать?

Еще с времен далёкого-далёкого детства мои родственники предупреждали: тебе будет "сложно с таким характером". пояснить, что значит "такой" и почему мне "будет сложно" не могли, да и не собирались, поэтому это высказывание воспринималось как нечто туманно-угрожающее, вроде прорицаний античных пифий.

Сложно ли мне? Да, наверное, как и всякому живущему в этом несовершенном мире. Однако, оценивая свою жизнь, пройдя её более чем до половины, я полагаю, что "с таким характером" мне гораздо проще, чем многим и многим моим знакомым.

Мать и прочие старшие родственницы неустанно критиковали во мне всё: внешний вид, увлечения, круг друзей и выбор книг.

Известно, что любой любой подрастающий человечек в нашей стране постоянно выслушивает уйму полезнейших (по мнению их подающих) «критических советов» как со стороны родственников, так и прочих доброхотов. И потом эти милейшие люди удивлены и раздосадованы: почему ребенок вдруг, вместо того, чтобы согласиться и побежать исполнять, обиделся, разревелся или, наоборот, наговорил дерзостей? Ему же просто старались открыть глаза, наставить на путь истинный, помочь, указать, где ему надо еще работать и работать над собой, а не вот это вот всё.

Старшеклассницы начала 80-х. Фото из открытых источников.
Старшеклассницы начала 80-х. Фото из открытых источников.

Меня никогда не называли красивой (хотя зеркало регулярно и непрозрачно намекало на это), я была "ну, нормальная" (это звучало так, как "спасибо тебе, Господи, что нос не на боку и уши не врастопырку"), если я прилетала из школы в восторге от того, что в разыгранном в школе отрывке из "Хозяйки гостиницы" я была, по мнению завуча и учительницы литературы "ну просто Джина Лоллобриджида", мне объясняли, что для Джины у меня талия широковата и "актер- это не профессия".

Подстригла чёлку? Скандал! Рассказать о каких-то гигиенических или косметологических необходимостях - не за чем, в доме есть (какое счастье!) Популярная Медицинская энциклопедия (1963 года издания), там всё написано.

Вот он, источник знаний для тех, с кем не хотят разговаривать.
Вот он, источник знаний для тех, с кем не хотят разговаривать.

При этом мои милые родственницы не скупились при мне на похвалы другим детям, их внешности и их успехам.

Я всегда любила рисовать, я полагала, что у меня получается, в детстве и юности усердно, а потом специально выкраивая для этого время прокачивала этот скилл, и допрокачивалась до того, что совершенно посторонние люди берут мои картины на выставки и покупают в свои дома, тратя на них свои кровные. Да, я училась методом проб и ошибок, читая книги, ходя в музеи, да, я и сейчас всё еще учусь и буду делать это до гробовой доски и у меня нет художественного образования, потому что моя мать полагала, что "это лишнее", "художников много, ты и куска хлеба не заработаешь" и "у меня голова болит от твоих красок" (масляные).

Хвалить мои работы? Никогда! И пустяки, что несколько раз их отбирали на выставки, отдавая им предпочтение перед множеством других, в том числе и теми, авторы которых учились в "художке".

"Об учебе лучше думай!". Я была отличницей, полюс ездила на занятия в "вечернюю" физ-мат школу при ВУЗе - была в 80-е такая замечательная практика, регулярно участвовала в олимпиадах от школы и занимала там радовавшие учителей места, но "я должна была думать об учёбе, а не о мальчиках". А дружила-то я как раз я именно с мальчишками, у нас была масса общих интересов - от рыбалки на близлежащем пруду до радиолюбительства и даже собственная "шпионская организация".

Думаю, многие знают, что постоянные словесные инвективы старших, либо ломают ребенка, либо научают его пропускать "ценные наставления" мимо ушей, тем более что союзник у меня был - мой отец. Ему нравилось то, как я рисую (и он даже вырезал Мефистофеля по моему эскизу), он научил меня множеству вещей, в том числе разводить и травить платы для радиоприёмников и цветомузыки (собственная цветомузыка - моднейшая в те годы забавуха), и... паять "без соплей". Вот это нехитрое искусство пайки позволило мне приобрести небывалый авторитет даже в глазах школьного учителя труда, т.к. он умел многое, но, как оказалось, не всё, а мои доблестные одноклассники умудрились ляпнуть ему "А у нас К.. паяет гораздо лучше, и сама платы рисует и травит!".

Но рассказывать об этих успехах имело смысл только отцу.

Признаюсь, что и он тоже полагал, что профессией должно быть "что-то серьёзное", а искусство живописи он таковым не считал, и, как мне кажется, не в последнюю очередь по той причине, что в СССР мало рассказывали о художниках-женщинах, а когда рассказывали о мужчинах, то 70% материала посвящалось бытовым тяготам и неустроенности их жизни.

Короче, где-то классу к 10-му я поняла, как НЕ БУДУ воспитывать своих детей.

Да, я получила "техническую специальность", которая мне тоже нравилась, но покормила она меня хоть и хорошо, но недолго - новые времена принесли перемены, и пришлось к ним адаптироваться.

Да, я стала невосприимчивой к тому, что сейчас именуется троллингом, да, я еще в детстве научилась отличать конструктивную критику от желания "притопить".

Да, я выработала в себе стойкость к негативу и способность ответить на него так, чтобы впредь желания "попробовать на зуб" не возникало.

И дочь мы с мужем воспитывали так, что она всегда знала, что мы её любим - хвалили, объясняли, поддерживали в увлечениях, доверяли. Да, у неё "стальной характер", но ковался он иначе.

Дети прекрасно осведомлены о своих недостатках и несовершенстве своих первых работ и прекрасно воспринимают совет "как сделать лучше" от того, кого считают авторитетом в данной области, и лезть со своим обесцениванием - это потерять и авторитет, и доверие.

Опыт моего и не только моего взросления говорит, что дети частенько становятся жертвами родительской (родственной) лени и бестактности (ну свои же, чего церемонии-то разводить), и те пытаются вывалить на них разом и не совершенно фильтруя свои "советы и мнения" чтобы быстренько отвязаться от "воспитательного процесса". Взрослые частенько считают ребенка чем-то вроде удобной табуреточки, которую можно поставить, как удобно, а можно и встать на неё для демонстрации своего жизненного успеха и опыта.

Родители, пользуясь эмоциональной зависимостью своего чада, частенько не скупятся на совершенно бестактные замечания, которых они не высказали бы даже самому неприятному своему ровеснику, и подрастая, их восприимчивые, с душевной организацией чуть потоньше носорожьей, дети выходят в жизнь, где царят законы внутривидовой (да-да, у нас, у людей, она развита так же, как и у других стайных животных) конкуренции и становятся её жертвами. Хочется спросить - вы за этим их растили???

Хотите, чтобы Ваши дети жили лучше Вас, желаете им счастья - общайтесь с ними так, как хотите, чтобы они потом общались с Вами. Чуть больше аккуратности в речах и поведении - и семья будет Семьёй, а не полем брани.