Как и любой мифологический образ, образ Митры развивался «от простого к сложному», от конкретики к абстракции, достигая того уровня развития, когда приходилось отбрасывать «сложности». Надо учитывать, что древним людям некоторые «сложности» и «абстракции» для их ума были «не доступны», им нужно что-нибудь «по-проще». А образ Митры был очень древним, который уходил в глубь веков, в далекую древность, когда еще царила магия и не было религии. Само появление, рождение Митры из камня это тоже по сути является актом магии, чуда. Но в тоже время, этот образ Митры был проявлением некого обряда, инстинкта, внутреннего позыва, что заложено у человека внутри. Тогда древние особенно не зацикливались на психологических изысках, на логических упражнениях, их в основном интересовали знания как токовые, которые необходимо сохранить. Сохранение этих знаний, как правило, брало на себя выполнение обряда магического или религиозного.
В основу мифа о Митре как обычно заложен простенький сюжет, который со временем усложнился. Один из наиболее известных мифов, где есть образ Митры, это легенда о Тесее. Согласно классической версии мифа Тесей родился в городе Трезене, в Арголиде от дочери царя Питфея, Эфры и царя Афин, Эгея. Божественным отцом Тесея считался бог Посейдон. Когда царь Эгей покинул Трезен, он подложил под огромный камень свои сандалии и нож. Когда сын Эгея будет отправляться к отцу, он должен достать из под камня эти вещи. Это напоминает известную британскую легенду про короля Артура и меча в камне, в которой тот кто вынет этот меч будет английским королем. При всей этой сказочной атрибутике, здесь описана ситуация воцарения на престол. Любопытно и то, что хотя образ Митры и связывают с неким понятием «договор», но почему то сам сюжет с Митрой, как раз связан с правилом воцарения на престол, а не с какими другими правилами. А те времена это правило было одно из важных, ведь благополучие людей во многом зависело, кто будет их руководителем. Образ Митры исключает прямого видимого престолонаследия, где окружающие заранее знали кто их будет престолонаследником. Поэтому в этом случае для подтверждения права на престол необходимы некоторые магические действия, ритуал, обряд инициации. В данном случае право на престол, получает тот, кто вынул из камня меч, как король Артур. Но даже в этом случае, этого могло быть мало и здесь надо пройти еще и другое испытание, например, поединок с быком.
В армянском героическом эпосе «Давид Сасунский» приведены два, а может и три случаи инициации на престол. Первый случай, связан с Мгером старшим, второй с Давидом, а третий с Мгером младшим. В первом случае Мгер старший был третьим младшим сыном Сансара. По идеи право занять место правителя Сасуна должен старший сын, но эту должность он не захотел занимать, как и средний сын. В итоге место правителя Сасуна занял Мгер старший. Но для этого Мгеру старшему пришлось победить Льва людоеда голыми руками, как Гераклу в свое время победить немейского льва, после чего ему дали доспехи и оружие его отца Сансара. В русских сказках тоже есть такой популярный сюжет, где родным братьям дают задание пройти испытание, по сути, обряд инициации, в котором побеждает младший брат Иван. Так же известен скифский миф, изложенный Геродотом про сыновей царя Таргитая, Липоксаиса, Арпоксаиса и самого младшего— Колаксаиса. Тогда с неба упали золотые предметы плуг, ярмо, секира и чаша. И только Колаксаису эти предметы удалось взять, поднять и отнести их домой и поэтому именно Колаксаис получил царскую власть. Это, например, напоминает сюжет, когда именно Артуру получилось вынуть меч из камня и за это его провозгласили королем Британии. Во втором случае Давид, сын Мгера старшего получил престол Сасуна, когда победил своего брата по отцу Мсра-Мелика.
Здесь возникает вопрос, а почему возник обряд инициации, посвящении во власть. В армянском эпосе отец Мгера Сансар со своим братом Багдасаром основал столицу своих владений Сасун и стал первым его правителем. Любопытно и то, что в британском эпосе отец Артура Утер Пендраго́н так же основал стольный город Камелот. Здесь можно привести пример греческого титана Кроноса, который из Хаоса создал порядок, систему власти, а по сути саму Власть, отделив Небо от Земли. Произошло окончание эпохи раздора, междоусобиц, Хаоса, пришло время порядка, за которым должна смотреть верховная власть. Но как-то на смену этому верховному правителю кто-то должен прийти. Как раз этот процесс прихода нового человека во власть и должен обеспечить обряд Митры.