В День Науки хочется поговорить о поколениях, представленных на современном научном поприще России.
Современная российская (в смысле постсоветская) наука начинает свой отсчет с 1991 года и сегодня представлена тремя поколениями: Беби-бумерами (1944 – 1962 год рождения), поколением Х (1963 – 1980 г.р.) и поколением Y (1981 – 1995 г.р.).
Давайте посмотрим, как упомянутые поколения ведут себя на научном поприще и чего они достигли.
Беби-бумеры – главные действующие лица научной арены конца ХХ века. К развалу Советского союза они были в самом научном соку - уже успели защититься (кандидатские и докторские диссертации), продемонстрировать свой потенциал, написать статьи и методички, издать труды и монографии. Они уже успели себя показать и зарекомендовать. Осталось только окончательно реализоваться и занять столь желанные ведущие места на кафедрах, факультетах и институтах после тяжело уходящих на пенсию представителям «Молчаливого поколения» (но это тогда казалось, что предыдущее "прозаседавшееся" поколение не хочет уходить с насиженных научных мест – сегодня это сделать еще гораздо сложнее!). Многие из них, не смотря ни на что, в голодные и хищные 90-е годы продолжали свой (не всегда в должной мере оцененный) научный труд, учили и воспитывали студентов, практически на голом энтузиазме сохраняя и приумножая наработки советской научной школы.
Но были и другие – и мы их знаем и помним - те, кто «подминал» под себя целые институты и научные направления и без зазрения совести вывозил за рубеж десятилетние коллективные наработки. Время тогда было мутное: наука стремительно нищала, а с высоких трибун громко голосили о конце противостояния и начале единения с западным миром, упоенно рассказывая о нечеловеческих условиях жизни советских ученых. Сладкие обещания зарплаты «как там» кружили научные головы, привыкшие к стабильной хорошей жизни и длинным неспешным рассуждениям о высоких материях в курилках...
Беби-бумеры, уже имевшие определенный вес в науке, жизненный опыт и, главное, силы, умственный потенциал и деловую хватку – в 90-х годах стали первыми коммерсантами «от науки» и начали открывать демократически-платные вузы .
В те же самые 90-е годы, когда поколение Х еще было молодым и подающим надежды, – в России шел резвый передел собственности (научной и не только). И даже, если у них были все данные к продуктивной научной деятельности – «иксы» прекрасно понимали, что работа в российской науке вряд ли прокормит их семьи. Поэтому Х в науку в молодости практически не шли: зарплату там платили мизерную, денег на эксперименты не давали, статус был никакой, а перспектив – от слова «совсем». Мой талантливый научно-ориентированный друг с грустью сказал после защиты диссертации в 1996 году: «Я родился не в то время. Если бы на 20 лет раньше, когда в науку вкладывали средства, – я бы уже был известным советским ученым. Если бы на 20 лет позже, когда все устаканится и наука снова понадобится нашему правительству, – я бы точно стал российским ученым. А сейчас мне нечего делать в институте – тут моя наука сегодня никому не нужна…»
У научно-одаренных «иксов» фактически было 3 пути: остаться в вузе, уйти в бизнес и уехать на запад. Поэтому в российских институтах оставались единицы, перед которыми сегодня нужно «снять шляпу», ведь именно они – тот тонкий, но прочный мостик, который все еще связывает великую советскую науку с современной. И именно они сегодня могут показать пример научного служения и преданности делу своей жизни.
Когда в науку наконец-то начали вкладывать деньги – Х уже были слишком взрослыми и не совсем удобными (память у них хорошая!). Поэтому поколению Y повезло гораздо больше – их путь в науку был сравнительно легким и просторным. Во-первых, за недостатком старших соперников-«иксов», на кафедрах с радостью оставляли тех, кто хоть мало-мальски соображал в дисциплинах. А, во-вторых, им всецело способствует современный тренд «омоложения», который вымывает из поля видимости российской власти всех, кто старше 40, но младше 60 лет.
Сегодня с высоких трибун чаще всего либо чествуют молодежь, отметившуюся на уже истинно российском научном поприще, либо тех, кто внес весомый и значительный вклад в мировую науку (правда, про советский период почему-то предпочитают не вспоминать – дабы избежать неловких сравнений, а про начальный российский – стыдливо умалчивать). Поколение Y со свойственным молодости энтузиазмом не робея берет бразды правления кафедрами и институтами у уходящих беби-бумеров. А поколение Х по-прежнему осталось поколением-невидимкой: их в упор не видят и не замечают власти и их легко обгоняют более молодые коллеги.
Поколение Z только начинает себя проявлять – но денег, вкладываемых в проведение шумных одноразовых молодежных проектов, «островов», «точек кипения» и хакатонов с лихвой бы хватило на содержание небольшого провинциального вуза. Они легко проводят мозговые штурмы по решению мировых проблем, смело дают обещания и принимают резолюции по кардинальному изменению общественного устройства. «Игрекам» это немного завидно, но они отлично возглавляют эти процессы. «Иксы» с грустной мудростью вспоминают свой щенячий восторг от перспектив Гласности, Ускорения и Перестройки. Беби-бумеры стараются ухватить последние бонусы от возможности блеснуть наградами и по-отечески поназидать шуструю молодежь.
С Днем Науки, товарищи!
Если понравилось – поддержите мои старания лайком )), если очень понравилось – подпиской )))