Что осталось от самолёта, который 17 лет летал и 32 года стоит как учебное пособие в колледже в Омске.
После того, как 31 января 2020 года побывали на зимнем ночном споттинге в Омске, мы дошли до Лётно-технического колледжа гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского (бывшее ОЛТУГА). На территории колледжа стоит крупная коллекция самолётов советского периода: Як-40, три варианта Ту-154 (включая редкий — грузовой), Ил-76, Ан-26, Ан-2, Л-410 и несколько вертолётов (Ми-8, Ми-2).
Большинство воздушных судов сейчас завалено снегом. Из-за этого нам не дали подняться на 76 или 154 — возможно, сделаем это летом, если получится сюда вернуться. А сегодня расскажу и покажу Як-40.
Як-40 — это первый в мире турбореактивный самолёт для местных линий. Его разработали в СССР в 1960-х годах для перевозки до 40 пассажиров на расстояния до 820 км (при максимальной загрузке). С 1966 по 1981 год построили больше 1000 бортов. Самолёт летал не только в СССР и странах прогрессивного социализма, но и в странах загнивавшего капитализма: например, в Германии (ФРГ) и Италии. Надёжный, неприхотливый был, но вот три прожорливых двигателя могли подпортить воздух экономику частных авиакомпаний.
Подняться на борт Як-40 можно по трапу в задней части фюзеляжа. Самолёт, который стоит в Омском колледже, был построен почти 50 лет назад (в октябре 1970 года). С 17 июня 1971 года по 1988 год летал под регистрационным номером СССР-87781. Сначала в Управлении гражданской авиации центральных районов РСФСР, потом его передали в Кировоградское управление, в 1985 году борт отправился в Сибирь — в Красноярское управление ГА. Где 29 января 1988 года его списали.
После списания борт как «учебное пособие» передали в лётный колледж в Омске, где он и находится до сих пор. Пойдёмте смотреть, как он сохранился внутри.
Начнём с кабины. Она сохранилась лучше всего.
За 32 года на земле в кабине удалось сохранить практически всё, разве что креслам пилотов не повезло.
Место командира. Штурвал, куча аналоговых приборов — и никаких сайдстиков и дисплеев. И навсегда замершие в снегу дворники.
Место второго пилота.
Штурвал поближе.
Рычаги управления двигателями. Як-40 оснащался тремя турбореактивными АИ-25 с тягой 1500 кгс каждый. На взлётном режиме движки неплохо чадили, особенно хвостовой. Благодаря этому Як-40 получил прозвище «окурок».
Под ногами пилота Як-40 — четыре педали. Две (нижние «чашки») — для управления положением самолёта при движении по земле, две верхние — для торможения.
На панели вверху можно включить радио «Бизнес ФМ» фары и обогрев стёкол, например.
Непробиваемый взглядом слой снега. Здесь работает популярный в Сибири принцип управления, когда-то озвученный одним из мэров Новосибирска: «Само растает».
Салон дошёл до наших дней в таком виде. Может быть, для учебных целей так сподручнее.
Возвращаемся на мороз.
Позже отдельным репортажем покажу все борта на территории лётного колледжа — там есть интересные + погода порадовала солнечным днём.
Спасибо за внимание!
Напоследок — фото Як-40, который по-прежнему эксплуатируется Сибирским научно-исследовательским институтом авиации имени Чаплыгина (бортовой 87829).
Кстати, учёные СибНИА разрабатывали ремоторизованный двухдвигательный Як-40 с композитным крылом (под рабочим названием СТР-40ДТ). Такое обновление могло бы вдохнуть новую жизнь в сотни сороковых «Яков», стоящих на хранении в аэропортах России, и в региональную авиацию в целом. Подробнее почитать об этом проекте можно, например, в журнале «Наука и техника».