Когда речь заходит о форме государственного устройства нашей страны часто можно услышать нападки как на федерализм в целом, так и на существование в рамках Российской Федерации национальных республик. При этом, когда речь заходит о причинах по которым Россия стала федерацией с этнотерриториальными образованиями в ее составе слышатся нападки на Ленина и политику большевиков в целом, звучат такие аргументы вроде того, что Ленин был русофобом и поэтому, чтобы навредить русскому народу раздробил страну по этническому признаку. Но если вдуматься в это глубже, то становится понятно, что такие рассуждения не просто примитивны, но и абсурдны хотя бы потому, что в этом нет никакого смысла и логики, либо же Ленин и большевики были маньяками и стремились навредить своей стране. Но оставим эти антинаучные и как ни странно как раз таки русофобские рассуждения тем кто привык искренне ненавидеть историю своей Родины и поливает ее грязью при любом удобном случае.
Обратимся к историческим фактам и сделаем попытку проанализировать ход событий, которые предшествовали периоду революции и гражданской войны в России, а так же образованию СССР и начнем вот с чего. Для образованных и рассудительных людей не секрет то, что Российская Империя как и любая другая империя была далеко не королевством ночных грёз и многие вещи, которые там происходили были далеки от современных представлений о справедливости. Так называемый национальный вопрос в дореволюционной России практически никак не решался в том числе по причине отсутствия даже понятия об этнической принадлежности, а деление людей было только по сословному и конфессиональному признаку, а в царских переписях указывался только родной язык, но не этническая принадлежность.
Так почему же большевики пошли на создание национальных республик? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо окунуться в события, которые разворачивались как до так и после революции 1917 года. Суть вопроса в том, что в 1917 году на волне революции и атмосферы перемен начался бурный подъем национальных движений на окраинах Российской Империи, при этом некоторые из событий начали происходить еще в дореволюционные годы. Ныне малоизвестное в широких массах Туркестанское восстание 1916 года - событие, которое одни рассматривают как предательский акт со стороны народов Средней Азии и геноцид русского населения тех краев, а другие как борьбу нерусских народов региона за справедливость против угнетателей в лице царской России. Но в контексте рассматриваемой нами темы важнее другое, а именно причины этого восстания и ему подобных. Если отбросить в сторону различного рода эмоции вызванные как этническими чувствами того или иногда народа, так и пропагандой, то необходимо заострить внимание на том моменте, что нерусское и неправославное население в Российской Империи подвергалось в определенной степени дискриминации хотя и здесь имеют место быть преувеличения, но совсем отрицать факт ее наличия в то время все же будет неумно. То есть в итоге если рассуждать с этих позиций, то у мусульманских народов той же Средней Азии не было чувства единства с русским православным народом, поэтому и причин для патриотизма не было и быть не могло в тех условиях, поэтому когда в Туркестане начали призывать людей на фронт, то власти столкнулись с сопротивлением местного нерусского населения, которое переросло в восстание.
Когда люди живя в государстве считаются подданными второго сорта, то и солидарности никакой возникнуть не может. К тому же Средняя Азии при царской власти больше напоминала колонию нежели полноценную часть империи. При этом следует подчеркнуть, что с позиции автора ненависть нерусских народов в таких восстаниях была вызвана прежде всего действиями царских властей в то время как на бытовом уровне все было гораздо лучше, но дело в том, что получалось так, что царские власти ассоциировались с русским народом и потому гнев во время волнений проецировался на простых людей, которые ни в чем не были виноваты, но такова психология народных масс. Но суть здесь в том, что почва для подобного рода выступлений была вполне убедительная и в конечном итоге то, что копилось годами в итоге вырвалось наружу в критический момент. Таким образом, события в Средней Азии в 1916 году стали прологом для начала широкомасштабного подъема этнонациональных движений нерусских народов Российской империи.
В ноябре 1917 года образованной незадолго до этого Центральной Радой была провозглашена Украинская народная республика в составе России. В тот же месяц 1917 года было объявлено о создании Башкирской автономной республики в составе России. В марте 1918 года в Минске была провозглашена Белорусская народная республика. Таким образом, уже на примере только этих нескольких исторических событий видно, что определенный запрос у различных народностей и территорий Российской империй на автономию был.
Остановимся подробнее на теме Башкирской автономной республики так как ее провозглашение в 1917 году с созданием полноценных органов власти и собственного войска, а затем и признание советским правительством в 1919 году во время гражданской войны является узловым моментом рассматриваемой нами темы по причине того, что эта республика была первой официально признанной властями Советской России национально-территориальной автономией в составе страны.
Первоначально во время гражданской войны башкиры, кроме тех кто был идейным коммунистом, были на стороне белого движения и воевали против большевиков, но в последствии после отказа Колчака признавать башкирскую автономию в составе России лидеры башкирского национального движения вступили в переговоры с большевиками, которые согласились признать автономию и с того момента башкирское войско перешло на сторону Красной армии. Здесь следует обратить внимание на важный момент, а именно, что в 1919 году положение Красной армии было довольно неустойчивым и советское руководство хваталось за любую возможности переманить на свою сторону какие бы то ни было силы в стране, а территория Башкирии (тогда Уфимская и Оренбургская губернии) имела стратегическое значение как связующее звено между европейской и азиатской частями России так как находится на Южном Урале, а так же через Уфу и Челябинск проходит транссибирская железнодорожная магистраль, поэтому контроль над Уфимской и Оренбургской губерниями имел стратегическое значение и не мудрено, что территорию гораздо проще контролировать имея лояльное местное население. Поэтому очевидно, что Ленин и советское руководство в целом принимая решение о признании башкирской автономии руководствовались не личными желаниями, предпочтениями или злым умыслом, а исходили из реально сложившихся условий и обстановки и было бы неразумно отвергать требования потенциальных союзников, которые после их выполнения стали союзниками реальными. Так же стоит отметить тот факт, что первоначально Ленин был против федеративного устройства России и создании в ее рамках национальных автономий так как это противоречило классовой природе коммунистической идеологии, но в последствии увидев те процессы, которые происходили в стране переменил свое мнение относительно этого вопроса.
В последствии по примеру Башкирской республики были созданы и другие национальные, а так же союзные республики, то есть в конечном итоге напрашивается вывод том, что Россия пошла по федеративному пути развития с наличием национальных автономий в ее составе исходя из объективных причин, а не по прихоти большевиков.