Некогда давным-давно, когда не было пригородных пассажирских компаний, когда большинство населения не получало сколько-нибудь адекватных денег на собственное существование, существовали орды безбилетников, которые на электричках могли рассекать чуть ли не по всей стране.
Сейчас же, когда ситуация с доходами устаканилась, а в Москве каждую минуту перекладывают очередную десяток-сотню плиточек, тенденция вырисовалась диаметрально противоположная. Дело в том, что в "зажратой Москве" и вокруг неё как были безбилетники, так и остались, а в регионах, где на свои нужды народ получает не столько, сколько хотел, безбилетники, как таковые, почти вымерли. А вымерли они вот почему:
Электрички стали короче
Поскольку у нас народ, в целом, стал не столь шибко раздувать конфликты (в основном, лишь бы попозировать на камеру, либо в состоянии алкогольного опьянения, другого, как правило, не дано), то у них просто нет банального желания каждый раз вступать в конфронтацию с контролёрами, которые практически гарантированно обойдут весь 4-вагонный состав и будут настаивать на приобретении билета.
Контролёры стали агрессивнее
После перевода пригородных перевозок на рыночные рельсы (из-за чего и почти повсеместно уменьшилась составность поездов), каждая копейка стала на счету, и начальство будет настойчиво требовать, чтобы контролёры собирали дань с пассажиров во что бы то ни стало. Это раньше они могли в некоторой степени забить на ушастых, сейчас же - разве что могут забить на настойчивых безбилетников, да и то не везде.
Прикрыться стало не за кем
Из-за сократившегося пассажиропотока в регионах (посмотреть статистику в разрезе можно здесь), уменьшилось и количество безбилетников в количественном выражении, которых стало легче выдавить с поездов. Так как на московском узле проблема сокращения пассажиропотока не стоит, то и безбилетникам и есть за кем прикрыться, и есть кому ещё воспротивиться контролёрам. Собственно, это и есть основная причина того, почему на московском узле с безбилетом всё хорошо, а в регионах - нет.
Пересели на личный транспорт
Существенная прослойка людей решила купить личный автотранспорт ввиду того, что они смогли себе его позволить - сразу или в кредит. Причины здесь разные - может надоели постоянные изменения графика движения поездов, надоел контингент с орущими детьми и маргиналами, можно побольше поспать перед выходом на работу, либо давно мечтали покрутить баранку.
Электрички отменили вообще
На некоторых участках некоторых регионов попросту стало не на чем ехать. Причины, как правило кроются либо в экономической нецелесообразности содержания поездов там, либо отсутствие договорённостей между несколькими регионами (в случаях, когда маршрут поезда пролегает по двум и более регионам).
Есть чем платить
Некоторые ехали без билета лишь из-за отсутствия денег, либо при их хроническом недостатке в те времена. Сейчас же - зарплату стали хорошую платить, или же совесть проснулась.
Вырос из штанишек
Следствие предыдущего пункта. Раньше немало кто из нас в юности грешил по поводу и без, лишь бы бесплатно покататься в электричке. Сейчас у некоторых годы уже, что называется, не те, и желание само по себе метаться из вагона в вагон с перескакиванием заборов отпало.
Не понравилось ехать на электричке, пересели на автобус
Иногда можно услышать избитую фразу "не нравится ехать в электричке - езжай в автобусе". И да, есть те, кто так и сделал в прямом смысле. Не всем нравится ехать поездом, потому что, быть может, долго, людей может быть неограниченное количество (а ехать, как селёдка в банке, не хочется), рейсов мало, контингент неприятный и много чего ещё.