Древнюю Грецию мы всегда рассматриваем как великую цивилизацию, где развивались философия, науки, литература и искусство, театр, поэзия и др. Кажется, и люди там были какими-то особенными. Но, нет! Обыкновенными были людьми, только с пережитками глубокой старины.
Греки создали бесценные духовные богатства, но в процессе борьбы за своё существование и за независимость у них, как атавизм, сохранились остатки мышления диких племён. Даже во времена расцвета - времени Перикла, Софокла, Гиппократа - греки придерживались суеверий и чудовищно жестоких нравов.
Неслучайно в своей книге «Греческая цивилизация» швейцарский учёный Андре Боннар называл античную Грецию живым парадоксом и отмечал, как неимоверно трудно было древним людям избавиться от первобытности, «от животной слепоты и взглянуть на мир глазами человека».
Надо сказать, что дети в Древней Греции были самыми незащищёнными. Многие младенцы умирали в первые дни жизни, поэтому новорожденным даже имени не давали; он получал его только через 7-10 дней.
Если же ребёнок рождался уродцем, либо с каким-то изъяном, то его просто бросали в каком-нибудь диком месте.
Некоторые обычаи, которые приводятся в книге Боннара, кажутся современному человеку жуткими, но они были закреплены в законе и обычном праве.
Один из таких чудовищных примеров - это право, данное отцу семейства. Во всех древнегреческих городах, кроме Фив, главе семьи было предоставлено право избавляться от своих детей при их рождении так, как ему вздумается. Чуть ли не ежедневно можно было увидеть новорождённых детей, брошенных на ступенях храмов или на обочинах дорог.
Правда, иногда детей спасали, но не из добрых побуждений, а чтобы воспитать как раба.
Во всех городах, кроме Афин, глава семьи мог безнаказанно продавать работорговцам своих подросших детей.
В богатых семьях это делали ради сохранения наследства, чтобы не дробить его при дележе нескольким наследникам.
Конечно, существование ребёнка в семье богатого грека и ребёнка в бедной семье значительно отличались.
Но для бедного этот закон был большим соблазном расплатиться с долгами или избавиться от лишнего рта.
В Спарте было придумано ещё интереснее. В знатных семьях братья брали себе одну жену на троих или четверых. Одна жена, с которой по очереди они делили супружеское ложе, не приносила слишком много детей, которых нужно было воспитывать, или устранять.
И тем не менее, в Спарте была самая большая детская смертность: здесь судьбу ребёнка решали старейшие члены общины.
Они осматривали младенца, как только он появлялся на свет, и, если замечали физический недостаток или слабость, то приговор был однозначным – в расход.
К счастью, спустя тысячелетия, судьба современных маленьких греков кажется просто лучезарной.
Друзья, если статья понравилась, ставьте лайки, пишите в комментариях, подписывайтесь на канал. Спасибо!