Дошла очередь и до бензобака. Снять его оказалось непросто: в ход пошли «жидкие ключи» и прочие новомодные средства отвинчивания прикипевших гаек. Снаружи бак выглядел прекрасно.
Но изнутри он оказался весьма грязным и ржавым. что делать? народный опыт предлагает богатый выбор способов очистки. залить бак, к примеру, пепси-колой, дать постоять, слить. полость ожидается чистой. ну, это мы и пробовать не стали: кола вещь, конечно, суровая, но не для шестидесятилетних отложений — от плохого бензина и негерметичный системы. для пробы развели уксус, сполоснули. вылилось нечто удивительное, разноцветное, даже красивое.
Тарковский снимал виды Соляриса на кастрюле с супом. Тут тоже получилось художественно. Но с точки зрения ржавой корки, плотно облёкшей бак изнутри, результат был позитивен: не было толком никакого результата. Механическая чистка дедовским способом — трясением бака, заполненного гайками, помогла: сковырнули и удалили немало ржавчины. Но не всю. Ясно, что требовалось нечто радикальное.
Уже упоминавшийся «жидкий ключ» и есть по сути такое средство. Ортофосфорная кислота, входя в состав подобных препаратов, превращает ржавчину в некую легко удаляемую субстанцию. Но надо держать ухо востро: после обработки следует не радоваться тому, как засиял очищенный металл, а быстро смыть кислоту. Уайт-спиритом. Или растворителем. Ибо она сколь быстро снимает ржу, столь и способствует её немедленному восстановлению. Конечно преобразователь ржавчины подействовал. Но до радостного свежего сияния металла было далеко, как до звёзд. Нарушение золотого правила «держи бак полным» (а наверняка ещё и неловкие попытки последних хозяев решить проблему, не снимая бака с машины) привело к весьма запущенному состоянию важной детали. Дело в том, что бензин, заполняя бак, не даёт ему ржаветь. А вот пары, неизбежно содержащие влагу, губительны.
Осталось последнее средство: электролит.
И оно помогло! Согласно учению Фарадея, мы залили в бак доверху раствор кальцинированной соды, которая продаётся в «Пятёрочке» за 20 рублей и которой экономные хозяйки прекрасно очищают и отстирывают всё, что у нерачительных отнимает треть семейного бюджета на патентованные пасты и порошки, а они состоят 95 процентов из той же соды. Пропорция: ложка соды на три литра воды.
Далее мы воспользовались (сначала аккумулятором, но он быстро сел) 12-вольтовым источником постоянного тока, интернетом и курсом школьной физики. Анод (болт на проводе) мы погрузили в раствор, следя, чтобы не произошло его контакта с самим баком. К баку же был присоединён катод (кто не знает это минус, а анод плюс). И дело пошло! В отверстии захлюпала рыжая пена.Процесс мы оставили на ночь, а утром, слив раствор, убедились: перед нами был чистый бак, который мы сполоснули водой со щепоткой лимонной кислоты, чтобы убрать щёлочь, и высушили феном. Лучше бы сразу залить его бензином, но пусть пока постоит: вернулась от мастеров головка блока цилиндров — и в следующей части надо рассказать, что там с ней.