Найти тему
Дилетец

Вишну, часть 3. Рождение бога.

Само рождение бога Вишну пока для многих остается загадкой, хотя Вишну считается сыном Адити и младшим братом Индры. А ведь рождение бога является одной из важнейших характеристик его образа. В иконографии рождение Вишну соответствует элементу как лотом, а точнее, растущий из его пупка лотос.

В сказке. «Медведко, Усыня, Горыня, Дубыня» Иван Медведко был сыном девушки Репки и Медведя. А до этого чтоб Репка превратилась в девушку, ее распарили в печке. В похожей сказке старуха положила в печку сосновый чурбан для растопки, после чего сосновый чурбан взмолился, чтоб его вытащили из печки. А когда старуха его вытащила, это чурбан уже превратился в мальчика. Есть такой же сюжет в сказке Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы», в которой Джеппетто из деревянного полена вырезал деревянного мальчика Пиноккио. Хотя в этой подвальной каморке не было печки, но зато был нарисован на стене камин. Рождение бога в огне, свое время такой миф в древности был достаточно популярен. Один из примеров, это рождение бога Диониса. В этом мифе Зевс сжег огнем Семелу, но при этом из её чрева вытащил недоношенный плод Диониса. Любопытно и то, что когда Дионис вырос, он отличался буйным характером, как сказочные герои Иван Медведко, Сосна богатырь, Пиноккио.

У народа ханты есть иной миф. У женщины Мось пропала шуба, она ее долго искала, пока ее нашла. И тут ее загрызли собаки до смерти. Душа умершей женщины Мось долго бродила по свету пока не заползла в землю и не превратилась в красный цветок. Потом этот цветок съела медведица, забеременела от этого и родила девочку. Через некоторое время люди нашли эту берлогу, убили это медведицу, двух медвежат и забрали с собой эту девочку. По другой версии брат убивает свою сестру за инцест с ним и плод этого инцеста, сына. От крови женщины Мось рождается растение порых, который съедает медведица. Это похоже на греческую легенду о рождении Адониса, в которой дочь Смирна вступила в греховную связь со своим отцом Киниром, после чего боясь наказания за это превратилась в мирровое дерево из которого потом возник Адонис. Есть и похожая иранская легенда. Первочеловека Гаймарта убил злодей Ахриман, но Гаймарт испустил свое семя в землю из которого через 40 лет вырос куст ревас, а затем люди Мартйа и Мартйанаг. Здесь четко просматривается схема, в которой частичка человека порождает растение, из которого возникает человек. А эта схема начинает работать после смерти первочеловека. К тому же первоначально Вишну был второстепенным божеством и был младшим соратником Индры. Но со временем образ Вишну стал переосмысливаться и в конце концов Вишну признали верховным богом, где образ Вишну уже участвует в возникновении Мира. И здесь учение Вишну, вишнуизм столкнулся со своим конкурентом, митраизмом.