7 УДИВИТЕЛЬНЫХ ФАКТОВ О ФИЛЬМЕ «ТЕРМИНАТОР»
«Терминатор». Несмотря на мизерный рекламный бюджет и отсутствие на афише громких имен, картина благодаря хорошему сарафану стала хитом, собрав почти 100 миллионов долларов в мировом прокате. За прошедшее время основные слагаемые успеха «Терминатора», особенности его сюжета, история создания и съемок неоднократно разбирались в огромном количестве источников. Но всё же к такой знаменательной дате будет не лишним вспомнить основные вехи из истории создания одного из самых значимых фантастических фильмов всех времен.
По утверждению Джеймса Кэмерона, идея «Терминатора» впервые пришла к нему во сне. Во время съемок в Италии злополучного сиквела «Пираньи», режиссер слег с лихорадкой. В одном из вызванных жаром кошмаров ему приснилось вылезающее из огня металлическое чудовище с ножом.
«Однажды мне приснился металлический скелет, выходящий из огня — человекоподобная конструкция, неуязвимая и бездушная, одержимая единственной целью — убивать, сметая всё на своем пути. Образ был настолько объемным и реальным, что я проснулся в холодном поту. Некоторое время я не мог прийти в себя от ужаса: прошло немало времени, прежде чем я осознал, что мне ничего не угрожает».
Проснувшись, Кэмерон немедленно зарисовал свое видение. Вернувшись в США, он решил, что этот сон станет основой для его нового проекта. Проблема заключалась в том, что в то время (как, впрочем, и сейчас) на нашей планете не существовало ничего подобного. Разумеется, можно было поместить действие сюжета в будущее, но Кэмерон, у которого в режиссерском послужном списке была лишь вторая «Пиранья», со съемок которой его с треском уволили, отлично понимал, что ему никогда не удастся раздобыть нужное для этого финансирование.
Потому он и придумал путешествие во времени, как способ поместить увиденное им создание в наш мир. После этого он постепенно набросал и остальной костяк сюжета. Что-то он взял из своей личной жизни: первая жена Кэмерона работала официанткой, и многие говорят, что именно она послужила прототипом Сары Коннор. Какие-то элементы выкристаллизовались под влиянием работ его любимых авторов-фантастов: Филипа К. Дика, Ларри Нивена и Харлана Эллисона. Последний, кстати, позднее судился с создателями «Терминатора», обвинив их в плагиате, и в итоге удостоился неназванной суммы денег и туманной надписи «Признание Харлану Эллисону за его работы» в титрах картины.
Когда первый сценарий «Терминатора» был закончен, Кэмерон обратился за помощью к Гейл Энн Херд — начинающему продюсеру, с которой они когда-то договорились совместно поработать. Они составили соглашение, по результатам которого Кэмерон продавал Херд все права на «Терминатора» за 1 доллар. Взамен она обязалась найти студию, которая будет согласна профинансировать фильм, и гарантировала, что Кэмерон при любых обстоятельствах станет режиссером фильма и сможет снимать его по своему усмотрению.
Пусть Херд и не удалось заинтересовать проектом ни одну из крупных студий, но, в конечном счете, ей удалось уговорить руководство Orion Pictures заняться дистрибуцией фильма. Через некоторое время был найден и основной инвестор — продюсер Джон Дейли из Hemdale Pictures, согласившийся выделить на проект 4,5 миллиона долларов.
ЛЭНС ХЕНРИКСЕН МОГ СЫГРАТЬ ТЕРМИНАТОРА
Общеизвестно, что печально знаменитый спортсмен и актер О. Джей Симпсон одно время рассматривался студией в качестве основного претендента на роль Терминатора. Различные источники приводят также большие списки из имен тех, кто еще мог заполучить эту роль. В этих списках фигурируют также имена Мела Гибсона и Юргена Прохноу. Но всё же до появления Шварценеггера основным претендентом на роль Терминатора был Лэнс Хенриксен.
Изначально Кэмерон задумывал Терминатора как небольшого человека, способного затеряться в толпе – что, в общем-то, логично, учитывая его концепцию, как машины, способной скрытно проникнуть в человеческое сообщество. В этом амплуа Кэмерон видел актера Лэнса Хенриксена, с которым он подружился еще на съемках сиквела «Пираний». Кэмерон даже сделал несколько скетчей с Хенриксеном в образе Терминатора.
Известно, что в день проведения переговоров с компанией Hemdale о финансировании фильма, Кэмерон попросил Хенриксена устроить небольшое представление: после того, как Хенриксена слегка загримировали, нанеся на лицо порезы и покрыв зубы золотой фольгой, облаченный в кожаную куртку актер буквально вломился в офис компании, чем изрядно напугал всех присутствующих. Впрочем, поскольку Кэмерон добился своего и получил финансирование, то можно сделать вывод, что Хенриксен старался не зря.
Однако, согласившись выделить деньги на фильм, студия немедленно захотела, чтобы роль машины-убийцы исполнял более известный актер. Естественно, что и роль Риза также должна была достаться какой-нибудь набирающей популярность звезде.
В итоге один из продюсеров предложил на роль Риза кандидатуру Арнольда Шварценеггера, который на тот момент уже был достаточно известен в США. Кэмерон был категорически против того, чтобы 35-летний австрийский бодибилдер играл 22-летнего Риза, и потому, направляясь на встречу со Шварценеггером, планировал устроить скандал, лишь бы не допустить, чтобы тот сыграл роль главного героя. К счастью, сам Шверценеггер при своем не слишком серьезном отношении к проекту, больше заинтересовался ролью Терминатора. Сам же Кэмерон, увидев Шварценеггера, мигом нарисовал скетч, где тот предстал в образе машины. Наверное, нет смысла рассказывать, что было дальше.
ИСТОКИ I’LL BE BACK
На момент съемок Арнольд Шварценеггер только недавно получил американское гражданство и еще не очень хорошо говорил по-английски — впрочем, некоторые говорят, что с тех пор ситуация не слишком сильно изменилась. Конечно, у Терминатора в сценарии было не слишком много фраз, но у актера всё равно возникли определенные сложности с произношением. Особые проблемы у железного Арни были при попытке выговорить культовое «I’ll Be Back». Кстати, в съемочном сценарии эта фраза звучала как «I’ll Come Back» — история умалчивает, кто именно решил изменить ее на «I’ll Be Back».
Как бы то ни было, Шварценеггер боялся, что не сможет правильно произнести фразу и предложил Кэмерону поменять реплику на «I’ll Back», мотивировав это тем, что «I’ll Be Back» звучит слишком «по-женски». Режиссер в ответ посоветовал Арни не учить его писать сценарии. В итоге Шварценеггеру пришлось всё же постараться и проговорить фразу без всяких запинок. В дальнейшем этот навык весьма пригодился Арни.
Интересный факт: в фильме голос Шварценеггера в итоге прозвучал лишь в шестнадцати репликах, состоящих из чуть более семидесяти слов (в некоторых сценах Терминатор говорил голосами других людей). С учетом 750 000 долларового гонорара актера, это составляет чуть меньше 47 000 долларов за реплику, или где-то 10 000 за слово. Для сравнения, за сиквел, в котором Шварценеггер произнес целых 700 слов, он получил гонорар в 15 миллионов долларов — или в среднем 21 000 долларов за слово. Как говорится, профессиональный рост налицо.
Бюджеты голливудских фильмов в первой половине 1980-х были намного меньше нынешних и в среднем сопоставимы с современной стоимостью 30-секундной рекламы в финале Суперкубка. Но всё же бюджет «Терминатора», который в итоге составил 6,5 миллионов долларов, был, мягко говоря, совсем небольшим для такого амбициозного проекта. Съемочная группа прилагала максимальные усилия, и экономила на всем, лишь бы уложиться в имеющиеся средства. Сразу после сцены взрыва бензовоза, в сценарии Кэмерона были прописаны следующие строчки:
Герои обнимаются на фоне пламени.
Это был бы чудесный финальный кадр фильма.
Продюсер картины Джон Дэйли был аналогичного мнения. Чтобы сэкономить денег, он предложил Кэмерону так и поступить — завершить картину сценой подрыва бензовоза. Ответ режиссера был прост и лаконичен: «Fuck you! The film isn't over yet!» Правда, позже продюсеры всё же нашли способ поквитаться с режиссером, решив ограничить рекламный бюджет картины.
В своей биографии Арнольд Шварценеггер вспоминал, как однажды рано утром режиссер приказал ему сесть в микроавтобус, после чего актера высадила на пустынной улице, дав следующие указания: «Видишь вон ту легковую машину? Она подготовлена к съемкам. По моему знаку подойдешь к водительской двери, оглянешься по сторонам, выбьешь стекло, откроешь дверь и сядешь за руль, заведешь машину и уедешь».
Как оказалось, у съемочной группы просто не осталось денег, чтобы, получить разрешение властей на съемки, потому пришлось снимать сцену таким «партизанским» методом.
Другой интересный случай приключился во время съемки плана с уезжающим вдаль джипом Сары Коннор. Сцену снимали в пустынной местности, где не было ни одной живой души. Однако неожиданно для всех появилась полицейская машина, хозяин которой поинтересовался у киношников, где их разрешение на съемки. Ситуацию спас один из участников съемочной группы, который сказал, что помогает сыну снять «курсовой проект» для киношколы. Страж порядка проникся ситуацией и даже оказал группе помощь. В итоге отснятый в тот день кадр стал последним кадром фильма.
В процессе работы над фильмом его сюжет постоянно дорабатывался. Какие-то моменты были добавлены, какие-то изменены, а от каких-то полностью отказались – например, от идеи того, что для поддержания органической оболочки Терминатору надо есть; или от подсюжета с напарником Риза, погибшим во время хронопортации.
Но в целом же общая концепция картины осталась прежней. Тем не менее, во время монтажа Кэмерон принял решение вырезать из картины несколько важных для сюжета сцен, решив, что лучше будет придержать эти задумки для сиквела.
Так, в одной из этих сцен Риз с Сарой решают взорвать «Сайбердайн Системз», чтобы изменить ход истории и предотвратить войну. В другом изъятом эпизоде один из рабочих находит процессор уничтоженного Терминатора, а после того, как камера отъезжает от здания, мы понимаем, что события финала разворачивались на заводе «Сайбердайн системз». Как показала практика, это режиссерское решение полностью себя оправдало.
КЭМЕРОН СТАЛ РЕЖИССЕРОМ «ЧУЖИХ» БЛАГОДАРЯ «ТЕРМИНАТОРУ»
«Терминатор» очень тесно связан со следующим фильмом Кэмерона — «Чужие». Можно даже сказать, что если бы не «Терминатор», то известные нам «Чужие» вряд ли бы появились на свет.
Первоначально съемки «Терминатора» должны были стартовать осенью 1983 года в Торонто. Но из-за того, что продюсер Дино Де Лаурентис воспользовался лазейкой в контракте Арнольда Шварценеггера и смог перехватить актера для съемок «Конана-разрушителя», у Кэмерона в рабочем календаре образовалась непредвиденное девятимесячное окно. Чтобы не сидеть без дела почти год, он решил воспользоваться свободным временем, написав и продав какой-нибудь сценарий.
Далее была встреча Кэмерона с Уолтером Хиллом и Дэвидом Гайлером. Стороны обсуждали совершенно другой проект, но в процессе беседы кто-то упомянул «Чужого», и вскоре Кэмерон уже договорился с продюсерами о том, чтобы попробовать написать тритмент для сиквела.
Тритмент весьма понравился студии, и Кэмерон получил не только разрешение написать на его основе уже полноценный сценарий, но и неофициальное обещание поста режиссера в том случае, если «Терминатор» окажется хорошим фильмом. А «Терминатор», как известно, оказался не просто хорошей, а великолепной картиной, после просмотра которой студия решила исполнить свое обещание доверить канадцу сиквел культовой картины.
Интересно, кстати, что в сценарии «Чужих» андроид Бишоп, сыгранный Лэнсом Хенриксеном (режиссер вернул актеру старый должок) сообщал, что плохой робот Эш из первого фильма был построен фирмой «Сайбердайн Системз». Интересно, если бы впоследствии Кэмерон не заменил название компании, мы бы читали сегодня новости о решении студии выпустить кроссовер «Терминатор против Чужого»?