Каждый народ имеет свои похоронные обряды, причем строго регламентированные. Особенно правила касаются родни усопшего, при этом нередко церковные требования и народные традиции противоречат друг другу. Особенно в деле запрета касаемых действия родни.
Копать могилу
Данный запрет во многих местах действует и сегодня. Ранее в центральных районах и в Сибири считалось, что если родня будет копать могилу своему усопшему родственнику, то это действие приведет к новым смертям среди родственников. Поэтому для этого дела нанимались посторонние мужчины.
В среде старообрядцев копателям на руки повязывали полотенца, а если похороны происходили в зимний период, то головы копщиков покрывали женским платком – шапки надевать традиция запрещала. Такие действия должны были обмануть смерть, которая могла обратить внимание на копщиков.
Традиция требовала нанимать четное количество, однако на практике это требование редко соблюдалась – копали столько людей, сколько могли нанять. Руководствовались следующим - чем больше, тем быстрее.
Саму же могилу можно было выкопать как в день похорон, так и за день-два до него. В этом случае готовая могила накрывалась лопатами, которые клали крест-накрест.
Гроб
В монографии «Похоронные обряды русских Урала сер. XIX – нач. XX в.», автором которого является Светлана Голикова, указано, что родня усопшего могла только похлопотать об изготовлении домовины, но самим делать его запрещалось. Для этого приглашался сторонний плотник. Нередко последний работал прямо в доме, где лежал покойник. От работы оставались щепки и остатки досок, но родне запрещалось их сжигать в печи. Жители Пермской губернии объясняли данный запрет нежеланием «добавлять жару покойнику». Поэтому в Оханском уезде эти остатки уносили в лес, где и оставляли, в Осинском уезде их выкидывали в чистом поле, а вот Шадринском уезде закапывали в навозной куче за границами деревни.
Хотя запрет на сколачивание гроба родственниками действовал не везде. Например, в Вятской губернии этим занимались именно родственники, для гроба они брали необтесанные доски (горбыль) и сколачивали его самыми большими гвоздями. Что имелись под рукой. Домовину устилали ветками березы, а в голову покойника клали березовый веник. А в Яранском уезде этой же губернии к березовым веткам дополнительно клали еще и ветки рябины – по поверьям это давало покойнику защиту от нечистой, чтобы та не могла его поднять в виде упыря.
Обмывание тела
По церковным правилам именно родственники должны выполнять процедуру – это и отдание последней дани уважения усопшему и демонстрация своего бесстрашия перед ликом смерти.
Однако же в некоторых регионах империи церковные правила шли вразрез с народными традициями и последние выигрывали. Елена Фурсова в своем труде «Похоронно-поминальная обрядность старообрядцев-переселенцев из Белоруссии как этнографический источник» указала, что для этой процедуры приглашались посторонние. Приглашенные не имели право отказываться.
Обычно мойщики выбирались по половому признаку: мужчину мыли мужчины, женщину – женщины. В некоторых регионах этим занимались только старые девы или немолодые вдовы. В этом случае пол покойника значения не имел.
Для омовения покойника использовалось мыло, остатки которого либо раздавали мойщикам поровну (в этом случае они становились оберегами) либо же клались в гроб.
Для выплескивания воды после мытья покойника подбиралось такое место, где не ходили люди и животные. Постель же сжигалась.
В некоторых регионах мойщики не допускались для приготовления поминального обеда.
Вынос гроба
Здесь опять церковные правила противоречат народным традициям. Согласно словам архимандрита Русской православной церкви и наместника Троице-Сергиевой лавры Августина (Пиданова), на многих иконах изображено, как родственники выносят гроб с усопшим, поэтому запрет на ношение гроба родственниками является ничем обоснованным суеверием.
Однако в народе верят, что это:
- Говорит, что родственник желают быстрее избавиться от усопшего, что согласны сами вынести его из дома;
- Может привести к новым смертям среди родственников.
Мытье полов
Запрет на мытье полов после выноса покойника действует и сейчас. Что вполне логично – родня отправляется на кладбище проводить усопшего в последний путь. Обычно мытье полов поручается кому-то из знакомых, друзей. Причем мыть также следует согласно правилам – начинать процесс от углов, постепенно продвигаясь к тем дверям, через которые вынесли покойника.
Обряд очищения должны пройти и участники похорон – обязательным было умывание, а в некоторых местах и бани топили. В деревнях часто шли в стайки с животными, да и сейчас во многих местах так делают. Это делалось для сбрасывания кладбищенского негатива, что если смерть придет за кем-то следом, то пусть лучше умрет скотина.
В деревнях также после захода в дом, касаются печи, либо заглядывают в нее, т.е. проходят так называемое «очищение огнем» от общения со смертью.
Поминки
После кладбища проходят поминки. Во многих местах традиции запрещают родственникам садится за стол первыми. Согласно обычаям, первыми кормят копщиков, после за поминальный стол усаживают соседей и знакомых и только после всех родственники.
Напоследок. Сейчас поминки невозможно представить без спиртного и тем более без стопки, накрытой кусочком черного хлеба. А пару веков раньше поминки с хмельным на столе считались греховными. Особенно в среде старообрядцев. А родственникам пить вообще запрещалось, это считалось, что они радуются смерти родственника, недаром же говорилось – веселье на Руси есть питие.