Найти тему
Старый электронщик

Экраноплан: летающая гостиница вместо летающего сарая с ракетами ч.1

ПИШУ ТОЛЬКО О ТОМ, С ЧЕМ САМ СТАЛКИВАЛСЯ

Часть 1. Глава 1. Повышение качества жизни

В последние годы в СМИ развернулась дискуссия о необходимости освоения северных территорий РФ и с помощью каких средств их осваивать. Например, Рис. 1- АиФ №42 2017г. или более поздний пример: Рис. 2 - АиФ №3 2020г.

Фото автора Рис.1 АиФ №42 2017г.
Фото автора Рис.1 АиФ №42 2017г.
Фото автора Рис2. АиФ №3 2020г.
Фото автора Рис2. АиФ №3 2020г.

Эту задачу можно разделить на две составляющих – военную и гражданскую. Что касается обороны, здесь, в общем-то, всё понятно: есть утверждённый план, есть щедрое финансирование, задействованы десятки предприятий, разворачиваются военные объекты и т.д. (например, https://iz.ru/659793/sergei-valchenko-nikolai-surkov-aleksei-ramm/rossiia-postroit-arkticheskogo-monstra?).

Гораздо сложнее обстоит дело в гражданской области: население уезжает, Северный морской путь действует слабо, инвестиций в социальную сферу поступает недостаточно. Работать приходится вахтовым методом. Транспортная недоступность, бытовая неустроенность, оторванность от семьи делают работу на Севере малопривлекательной. Всё это называется НИЗКОЕ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ.

Теперь представьте такую картину.

Бригада газовиков человек в двести выезжает из Питера на Север на полгода. Пока сутки добирались, попарились в сауне, поплавали в бассейне, поиграли в настольный теннис и на бильярде, отобедали в ресторане, поспали в купе, желающие посетили казино и т.д. Через 2-3 недели к некоторым газовикам с большой земли прилетели на выходные семьи, пожили в тех же купе. Ещё через пару недель сами слетали на выходные домой, потом снова слетали на футбол или хоккей. В магазины постоянно привозят свежие (не замороженные!) овощи и фрукты…

Думаете – фантазия? Нет! Обеспечить такое качество жизни на Севере для своих граждан может только Россия и никакая другая страна. Для этого необходимо организовать развитую транспортную сеть коммуникации и снабжения с помощью ЭКРАНОПЛАНОВ.

Глава 2. Так что же такое экранопланы?

Экраноплан – это симбиоз самолёта и корабля. Гениальное изобретение нашего ученого и конструктора Ростислава Евгеньевича АЛЕКСЕЕВА.

Фото https://yandex.ru/images/
Фото https://yandex.ru/images/

Неопределённость, к чему экраноплан отнести, сыграло с экранопланом злую шутку. Авиационное руководство говорило: что за летательный аппарат, если у него есть якорь! Морское руководство говорило: что за корабль, если он перелетает через мосты и вообще не касается воды? Впрочем, каждое ведомство соглашалось финансировать разработки, если будут лишние деньги. Лишних денег не нашлось…

Из Википедии (https://ru.wikipedia.org/wiki/Экраноплан)

Согласно определению, сформулированному в принятом ИМО «Временном руководстве по безопасности экранопланов», экраноплан — это многорежимное судно, которое в своём основном эксплуатационном режиме летит с использованием «экранного эффекта» над водной или иной поверхностью, без постоянного контакта с ней, и поддерживается в воздухе, главным образом, аэродинамической подъёмной силой, генерируемой на воздушном крыле (крыльях), корпусе или их частях, которые предназначены для использования действия «экранного эффекта».

Высокоскоростное транспортное средство, аппарат, летящий в пределах действия аэродинамического экрана, то есть на относительно небольшой высоте от поверхности воды, земли, снега или льда. При равных массе и скорости удлинение крыла экраноплана намного меньше, чем у самолёта. По международной классификации экранопланы относятся к морским судам.

Экранопланы делятся на три класса: А, В и С. Всё зависит от параметров полёта.

Экраноплан типа А является самым тяжёлым (но и самым грузоподъёмным) и не может оторваться вверх от экранного эффекта. Для доставки груза по мелководью и равнине типа тундра/лёд не имеет альтернативы.

Экраноплан типа В может достаточно высоко "подпрыгивать", перепрыгивая мосты на реках, строения, суда в море и т.п. Но и грузоподъёмность у него на порядок меньше. Вполне может быть заменён тяжёлыми вертолётами и малотоннажным корабельным флотом.

Экраноплан типа С может летать как полноценный самолёт. Его грузоподъёмность ещё на порядок меньше. Их ещё называют экранолётами. Для освоения Севера, по моему мнению, интереса не представляет: не те масштабы.

Итак, очевидно, что для освоения Севера принципиальным является применение экранопланов типа А. Характеристики некоторых существующих (военных, других нет) экранопланов приведены в таблице 1 (по материалам интернета).

Замечу, что экранопланы классов А и В имеют скорость около 500 км/ч.

Таблица 1

Скриншот  рисунка автора
Скриншот рисунка автора

Фото https://yandex.ru/images/  КМ-1
Фото https://yandex.ru/images/ КМ-1
Фото https://yandex.ru/images/  КМ-1
Фото https://yandex.ru/images/ КМ-1
Фото https://yandex.ru/images/  Орлан
Фото https://yandex.ru/images/ Орлан
Фото https://yandex.ru/images/  Орлан
Фото https://yandex.ru/images/ Орлан
Фото https://yandex.ru/images/  Лунь
Фото https://yandex.ru/images/ Лунь
Фото https://yandex.ru/images/  Лунь
Фото https://yandex.ru/images/ Лунь
Фото https://yandex.ru/images/  Спасатель
Фото https://yandex.ru/images/ Спасатель
Фото https://yandex.ru/images/  Спасатель
Фото https://yandex.ru/images/ Спасатель
Фото https://yandex.ru/images/  Орлёнок
Фото https://yandex.ru/images/ Орлёнок
Фото https://yandex.ru/images/  Чайка
Фото https://yandex.ru/images/ Чайка
Фото https://yandex.ru/images/  Бе-2500 Нептун
Фото https://yandex.ru/images/ Бе-2500 Нептун

Ну вот, пока, на этом и закончу. Кстати, прошу у всех вас прощения за редактирование статей: я много лет работал в Word и пока не освоил редактор Yandex.Zen.

В продолжении статьи:

Экраноплан: летающая гостиница вместо летающего сарая с ракетами ч.2

Глава 3. Технология применения экранопланов

Глава 4. Конструкция экранопланов

Глава 5. Другие области применения экранопланов

Подписывайтесь на мой канал, я ещё много чего интересного расскажу, ну и ставьте лайки для поддержки.

До встречи.