Найти тему
Олег Новиков

Киноляпы и мифы фильма «Легенда №17»

Тарасов – "самый крутой" тренер в хоккейной истории СССР

Фильм «Легенда №17» просто пестрит ошибками. К сожалению, многие юные поклонники хоккея воспринимают все показанное в фильме как реальность. Именно после «Легенды 17» в хоккейных кругах стали говорить о Тарасове как о самом крутом и наиболее легендарном тренере в СССР – создателе великой «Красной машины». Тарасов, безусловно, был легендарной личностью. При этом он известен всему миру даже не как тренер СССР и ЦСКА, а как человек, который был пропитан хоккеем до мозга костей. Он жил хоккеем, бредил хоккеем и пропагандировал хоккей везде и всегда. Именно за эту идеологию он и возведен в хоккейный Зал славы в Торонто, который всегда считался залом славы НХЛ, а специалисты из Канады бросали свой взор на Европу крайне неохотно. Например, из той великой команды СССР помимо Тарасова в Зал хоккейной славы попали только Третьяк и Харламов.

Однако Тарасов далеко не самый титулованный тренер в отечественном хоккее, да и прозвище «Красная машина» команда получила гораздо позже, при тренере Тихонове. Тем не менее, если Тарасов и не "самый крутой" тренер в хоккейной истории СССР, то уж точно наиболее успешный идеолог и самая яркая личность.

Харламов – лучший игрок Суперсерии-1972

В фильме «Легенда №17» Харламов показан как ведущий игрок команды, который практически в одиночку сотворил победу и самостоятельно забросив две шайбы, и пас отдав на одной здоровой ноге, и ворота защитив широкой богатырской грудью. Юные любители хоккея стали воспринимать Харламова как некого Сидни Кросби или Лионеля Месси. На самом деле Харламов стал лучшим игроком только первого матча, где действительно забил 2 великолепных гола. Эти голы до сих пор вспоминаются многими, а вратарь сборной Канады даже посвятил этим голам отдельную главу в своих мемуарах. Однако не было ни паса на последних секундах перед голом, ни героического спасения ворот своей грудью, да и травму Харламову нанесли уже в Москве: в 6-м матче серии. В этой Супер-серии лучшим бомбардиром стал Александр Якушев, а лучшим игроком после первой игры в Канаде Харламов не становился больше ни разу, сумев забросить лишь одну шайбу.

Чебаркуль – родина слонов

Чебаркуль в фильме показан крайне депрессивным городом, где единственным развлечением у молодежи является танец с бутылкой, да лазание по проводам между градирнями ТЭЦ. Отправился Харламов в Чебаркуль из ЦСКА набираться опыта в дочернюю команду «Звезда», что было абсолютно нормальной практикой того времени. В Чебаркуле Харламов действительно забросил 34 шайбы, но никто из старших его за это не прессовал. Да и между градирнями Харламов не мог висеть на проводах не потому что это физически невозможно (хотя и это тоже), а просто потому в Чебаркуле нет ТЭЦ и градирен в принципе.

Гусь – лучший друг Харламова

Вместе с Харламовым действительно начинал свою карьеру в ЦСКА и получил аналогичную ссылку в Чебаркуль защитник Александр Гусев. Однако в фильме он почему-то назван Гуськовым (может быть из-за знаменитого советского фильма «Гараж») и показан лучшим другом Харламова, с которым они даже вместе делят комнату. На самом деле лучшими друзьями Валерия Харламова были московские динамовцы Александр Мальцев и Валерий Васильев. Кстати, выбитый зуб Гусева в фильме это видимо дань уважения Александру Овечкину, потому что никто из ветеранов такой случай вспомнить не смог. Хотя в то время не было никакой защиты лица и потерянные зубы были обычным делом.

Тарасов из-за своего скверного характера мариновал Харламова на «баночке»

На самом деле именно эта нить в фильме раскрыта не совсем правильно. Валерий Харламов был очень талантливым и сильным хоккеистом, но при этом ужасным самоедом и единоличником. Часто игнорируя партнеров по команде, Харламов в одиночку пытался обойти всю команду соперников и забросить шайбу. Хоккейному идеологу Тарасову это не нравилось, и как тренер он воспитывал в Харламове чувство уважения к партнерам и культуре паса, частенько заставляя смотреть игры со скамейки запасных. В итоге это принесло свои плоды, и Харламов стал очень тонким ассистентом. Так в Суперсерии-1972 Харламов забросил 3 шайбы, но при этом отдал 5 голевых передач. Да и сцена с расстрелом Харламова и фразами «Ворота защищай как Родину!» во многом выдумка сценаристов, хотя подобная практика активно применялась в НХЛ, в отечественном хоккее ее использовали крайне редко.

Брежнев – болельщик «Спартака»

Это вообще один из самых странных и неудачных моментов в фильме. Во-первых, не было никакого матча между сборной СССР и «Спартаком». Во-вторых, Брежнев никогда не болел за «Спартак», все знают, что он давний поклонник армейцев, поэтому вся сюжетная линия этой истории крайне непонятна. Тарасов действительно легко заводился и терпеть не мог несправедливость. Тренер действительно уводил команду со льда, но это был ЦСКА в матче регулярного чемпионата со «Спартаком». Поэтому из сборной его за это никто не выгонял, а попросту лишили звания заслуженного тренера в СССР, что в то время имело очень весомый статус.

Харламов на характере восстанавливался к Супер-серии после автомобильной аварии

Очень ярко показан безвольный Харламов, который заглушает свои проблемы водкой, а великолепная сцена в морге стала ключевым моментом исправления и толчком начала подготовки к матчам с канадцами. На самом деле Харламов попал в аварию в 1976 году (то есть через 4 года после Супер-серии), возвращаясь поздно ночью из гостей. Харламов действительно тяжело восстанавливался, но очень хотел на лед и, не послушав врачей, отказался от завершения карьеры. Тарасов действительно посоветовал Харламову начать первые тренировки с мальчишками, эти занятия помогли Харламову вернуть чувство шайбы и обрести уверенность в себе. Харламов никогда не был ярым сторонником режима, мог позволить себе выпить, но никто не может вспомнить ни одного случая, когда Харламов выпивал вместе с Тарасовым.

Вся страна смотрела матч в прямом эфире

В фильме ключевой кульминацией является сам матч, за которым пристально следит по телевизору вся страна. На самом деле игру не транслировали в прямом эфире в нашей стране. Во-первых, по московскому времени это было ранее утро, а во-вторых, все очень боялись показать в прямом эфире поражение сборной СССР от Канады. Игру в итоге показали лишь вечером следующего дня и вся страна действительно болела за хоккеистов, которые в этот момент просыпались в своих номерах в отеле.

Помимо этого в фильме еще ряд мелких неточностей от событий до элементов одежды, которые немного ухудшают восприятие кинокартины. Стоит признать, что «Легенда №17» в первую очередь фильм для массового зрителя, который не сильно разбирается в хоккее, но посмотрев картину обязательно возьмет в руки клюшку и отправится на ближайшую коробку покидать шайбу. Свою самую главную функцию фильм выполняет на все 100% - после «Легенды №17» в нашей стране вновь полюбили хоккей и не забывают великие победы прошлого.