Найти тему
Strategeum-Y

Калининградская область в дуге A2/AD

Оглавление

23 января в открытый доступ было выпущено сообщение пресс-службы Западного военного округа об учении зенитчиков Балтийского флота, которое привлекло мало внимания, за исключением местных «дежурных» СМИ. Много текста, минимум конкретики.

В процессе информирования общественности только извещалось, что «в рамках плановой боевой подготовки с расчетами зенитных ракетных систем (ЗРС) С-400 «Триумф» и зенитных ракетно-пушечных комплексов (ЗРПК) «Панцирь С-1» соединения противовоздушной обороны (ПВО) Балтийского флота проходят тренировки по отражению условного ракетного удара по военным и гражданским объектам в Калининградской области… В мероприятиях боевой подготовки принимают участие свыше 200 военнослужащих, задействовано более 20 единиц военной и специальной техники».

На учении с комплексом С-400 (фото - МО РФ)
На учении с комплексом С-400 (фото - МО РФ)

Что здесь примечательного? Отмотаем ленту времени на осень прошлого года.

Сигналы

17 сентября в ходе общения с журналистами на полях публичной конференции американских ВВС командующий ВВС США в европейской зоне генерал-лейтенант Джефф Харригиан сказал, что у его ведомства имеется план по прорыву калининградской интегрированной системы ПВО. Это замечание было опубликовано только одним информационным ресурсом на Западе (breakingdefense.com), но зато веером было растиражировано в российских СМИ, в которых было много алармизма, но, как правило, не упоминался акцент американского генерала — на полной готовности Штатов «очень своевременно» ответить на возможную «российскую агрессию» в Европе.

Понятное дело никто не выставляет себя агрессором, все только защищаются-обороняются и только противостоят агрессивным устремлениям. Законы пиара. Однако в данном случае имеются все признаки обмена сигналами между посвященными.

Выглядит как сигнал из Пентагона в Москву о том, что Калининград остается уязвимым в военном плане, что этот регион является как бы заложником и может быть потерян Россией, в случае чего-то «крымско-донбасского» в Прибалтике. Сигнал узкой направленности сопровождался попутным месседжем в адрес невоенных аудиторий в России.

Сигнал был незамедлительно отреагирован публично, отреагирован весьма оперативно. Если ответы тогдашнего премьера Дмитрия Медведева и калининградского губернатора-"технократа" Антона Алиханова были наполнены легковесной бравадой, в духе «сам дурак», то со стороны официальных представителей президента и МИДа, а также «в минобороны» ответы выглядели содержательными, хотя тоже не без лихости. Более «близкий к земле» калининградский депутат Госдумы Александр Пятикоп уже комментировал происходящее в более миролюбивом тоне. Но во всех заявлениях уполномоченных «говорящих голов» присутствовал и попутный контрмеседж для своей общественности: все хорошо, оборона надежна, «не надо волноваться».

Контексты

Тема преодоления систем ПВО на тот момент была весьма актуальной, поскольку за несколько дней до этого атаки низколетящих беспилотников на нефтеперерабатывающие структуры в Саудовской Аравии оказались весьма успешными. Саудовская армия, имеющая на своем вооружении дорогостоящие зенитно-ракетные комплексы "Пэтриот", не смогла защитить прикрываемые силами ПВО стратегически важные объекты. Кто-то в комментариях кивал на недостатки американских ЗРК (на фоне российских С-400), кто-то - на недостатки в самой организации всей системы саудовской ПВО, где ЗРК — только один из элементов, на то, что в российских схемах С-300 и С-400 дополняются «Панцирями» и другими зенитными комплексами.

Была и другая сюжетная линия. В «калининградском» сигнале от минобороны России содержалась также весьма тонкая подколка в адрес лично генерала Харригиана по поводу «"невидимых" только для американских налогоплательщиков и зарубежных покупателей американских истребителей 5-го поколения. Трепет и волнение Пентагона по поводу вероятной десакрализации истребителей F-35 турецкими же расчетами ЗРС С-400 небезосновательны». Дело в том, что в свое время Харригиан возглавлял пентагоновскую программу сопровождения разработки и производства F-35. Теперь же наблюдается некое заочное соперничество между реальными боевыми возможностями двух противоположных платформ — российской С-300/С-400 и американской F-35. Кто кого? Пока до прямого поединка дело не доходило, хотя трагические ошибки сирийской и иранской систем ПВО, использующих С-300, некоторые склонны рассматривать в таком контексте.

В октябре в «Известиях» со ссылкой, как водится, на «источники в минобороны» сообщалось, что до конца 2019 года «зенитный полк из Калининградской области получит новейшие комплексы "Тор-М2"... Это самые совершенные в мире установки ПВО ближнего радиуса действия. Они способны сбить одной ракетой любую цель — самолет, беспилотник и даже управляемую авиабомбу… чувствительный радар этого ЗРК хорошо зарекомендовал себя в Сирии. Там комплекс эффективно применялся против малозаметных низколетящих целей, которые недоступны для других систем ПВО». Но как можно судить по упомянутому выше сообщения пресс-службы ЗВО, в январе 2020 года в Калининградской области пока обходятся без «Торов» новейшей модификации.

Позже Калининград посетил президент Владимир Путин, визит касался преимущественно военных тем. Но заявлений с дополнительным обнадеживанием уже не делалось.

Сбрасывавшиеся в американских и, что примечательно, китайских источниках оценки о вероятных сроках прорыва ПВО в Калининградской области и потери Россией военного контроля над данным регионом ничего принципиально нового к картине не добавили

Калининград военно-политический

Калининградская область представляет собой эксклавный регион России — имеющий выход в Балтийское море, но в сухопутном плане отделенный от основной части России и граничащий с Польшей и Литвой, входящими в Североатлантический альянс.

Каких-либо полных и достоверных сведений о нынешней реальной конфигурации калининградской группировки войск и сил в открытом доступе не имеется - так, набор фрагментов в духе "Википедии". «Старшее» оперативное объединение вооруженных сил здесь — Балтийский флот. Сообщалось также о функционировании в регионе штаба армейского корпуса, «начальствующего» над береговыми войсками Балтфлота. Внизу - бригады и полки в некотором количестве.

Согласно распространенным оценкам, сухопутная часть калининградской группировки более чем достаточна для традиционного сдерживания реально располагаемых натовских сил в сопредельных странах, но не имеет достаточного потенциала для ведения наступательных действий, опять же — «в старом стиле». Никаких признаков «традиционного» проведения мероприятий стратегического и оперативного развертывания в Калининградской области никто не отмечал.

Тогда из-за чего весь этот «сыр-бор»? Что за «кинжал у горла НАТО» и прочие устрашающие пышности?

Ударный потенциал в калининградском регионе, беспокоящий как близкие европейские страны НАТО, так и отдаленные Соединенные Штаты, это — два компонента:

  • самоходные оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер» и корабельные крылатые ракеты «Калибр»
  • та самая интегрированная система ПВО/ПРО с «флагманским» комплексом С-400.

В комплексе эти компоненты воспринимаются в США как инструментарий «зоны запрета доступа» (A2/AD), в том числе на значительном удалении от границ Калининградской области. В такого рода зоне A2/AD силы НАТО в кризисной ситуации не могли бы находиться и передвигаться без риска получения неприемлемого ущерба.

Насколько справедливы опасения по поводу этого потенциала в Калининградской области? Это как посмотреть...

Российская дуга A2/AD

Со стороны американской военной элиты обращается внимание на то, что за последнее десятилетие Россия смогла выстроить на своих рубежах своеобразную дугу "зон запрета доступа". Здесь и калининградский регион, и Крым, и "где-то еще" в черноморской зоне. Есть еще совместные с Белоруссией и Казахстаном регионы прикрытия ПВО. А начато все было на востоке, на границе с вроде бы дружественным и почти союзным Китаем - дружба дружбой, а потенциальная угроза с его стороны все же принимается в расчет.

С другой стороны, прикрытие ПВО / ПРО имеет некий, но не абсолютный запас прочности. Параллельно ищутся и будут искаться технические и тактические решения по прорыву таких барьеров. На что, собственно, и намекал упоминавшийся американский генерал. Ему же в ответ намекали о поисках "десакрализации" F-35. Естественно, стороны не только расплевываются публично, но и занимаются предметными оценками друг друга.

В недавней ситуации обострения американо-иранского конфликта имел место фоновый информационный сюжет - об учении американских авиационных формирований, оснащенных F-35, по преодолению эшелонированной противовоздушной обороны, оснащенной российскими ЗРК С-300 - как раз такими, которые стоят на вооружении Ирана. И создалось впечатление, что Тегеран не стал испытывать судьбу и пошел на попятную (см. наш материал).

Вообще, Восточное Средиземноморье в последние месяцы стало полигоном для радиотехнической разведки обеих сторон. Объекты специального мониторинга - все те же С-300 / С-400 и F-35.

Возвращаясь к Калининграду. Какой располагаемый ресурс на той стороне для заявленного возможного прорыва ПВО в калининградском регионе? Неоднократно подлетали сюда стратегические бомбардировщики В-52, вероятно, поинтересоваться запасами янтаря... В Польше развернуты американские тяжелые беспилотники. Сама Польша готовится к закупке тех самых F-35, прибытие первой партии которых ожидается лет через пять-шесть. Это, так сказать, флагманы.

Стороны вышли из примиренческой дремоты, военно-политическое соперничество набрало новую динамику.