Найти в Дзене
Искусство Сибири

ТИХИЕ ПРОТЕСТЫ "ВЕРНИСАЖА"

Иллюстрацией к тексту стала фотография перформанса, сделанного группой "Коллективные действия" в 1977 году. Художники написали и повесили психоделическую аутистскую надпись "Я ни на что не жалуюсь и мне все нравится, несмотря на то, что я здесь никогда не был и ничего не знаю об этих местах". Эта фраза стала симптомом состояния отношений художника и общества, среды и власти. Про эту фразу я вспомнила в среду 25 декабря.  В Кузбасском центре искусств открылась выставка "Вернисаж", на которой кемеровские художники представили свои работы, сделанные в 2019 году. На открытии было обсуждение состояния кемеровского искусства. В высказываниях спикеров проскальзывала лёгкая горечь от того, что современное состояние искусства Кузбасса сильно уступает былому размаху.  История зимней выставки восходит к традиционной союзной выставке-конкурсу "Лучшая работа года". Аналогичная выставка проходила и до сих пор проходит во многих сибирских регионах. Представители власти поддерживали победителей этой
Коллективные действия 1977
Коллективные действия 1977
Андрей Дрозд
Андрей Дрозд
Евгений Щербинин
Евгений Щербинин
Юрий Белокриницкий
Юрий Белокриницкий
Антон Ягунов
Антон Ягунов

Иллюстрацией к тексту стала фотография перформанса, сделанного группой "Коллективные действия" в 1977 году. Художники написали и повесили психоделическую аутистскую надпись "Я ни на что не жалуюсь и мне все нравится, несмотря на то, что я здесь никогда не был и ничего не знаю об этих местах". Эта фраза стала симптомом состояния отношений художника и общества, среды и власти. Про эту фразу я вспомнила в среду 25 декабря. 

В Кузбасском центре искусств открылась выставка "Вернисаж", на которой кемеровские художники представили свои работы, сделанные в 2019 году. На открытии было обсуждение состояния кемеровского искусства. В высказываниях спикеров проскальзывала лёгкая горечь от того, что современное состояние искусства Кузбасса сильно уступает былому размаху. 

История зимней выставки восходит к традиционной союзной выставке-конкурсу "Лучшая работа года". Аналогичная выставка проходила и до сих пор проходит во многих сибирских регионах. Представители власти поддерживали победителей этой выставки-конкурса премиями и иными бонусами. В Кемерове выставку-конкурс отменили  больше 5 лет назад и стали делать обычную выставку "Зимний вернисаж". В этом году выставку назвали просто "Вернисаж", а вместо жюри предложили зрителям провести голосование и выбрать лучшую работу года, кажется, чисто из спортивного интереса. 

Аналитический обзор выставки трудно делать, но надо. В экспозиции представлены преимущественно пейзажи и портреты. В основном в 2019 году кемеровские художники выбирают для вдохновения виды милых кузбасских уголков, любимые рябины, берёзы, дали, деревенские домики, речки, пригорки. Среди портретов преобладают портреты коллег-художников, родственников, реже студентов. Есть несколько работ, выполненных в технике печатной графики. Верен себе остался Антон Ягунов, опять представив иронические образы из романа Ильфа и Петрова. Дмитрий Перков представил совместную работу с ушедшей в этом году мамой Натальей Перковой. Картина символичная и отмеченная автобиографическими мотивами авторов. 

Общим для всех стал, во-первых, выбор среднего и меньше среднего формата. Даже Юрий Белокриницкий, который всегда оставался верен большим размерам холста, показал три пейзажа среднего формата. Во-вторых, и это отметили на обсуждении, художники в 2019 году не стремятся к громкому высказыванию. Все спокойно, буднично, без громких идей, мыслей. В-третьих, в работах отмечена некоторая усталость от ярких цветов (известно, что сейчас человек избалован яркими цветами и часто нормальные не усиленные яркостью оттенки не воспринимает). Картины "Вернисажа" в большинстве ограничены в цветовой гамме и тяготеют к двум типам колорита - сине-серому и охристому. Даже работы Татьяны Абрамовой, отличающиеся насыщенным жизнерадостным колоритом, вписались в тенденцию избегания ярких оттенков. В-четвёртых, в ряде работ взята повышенная точка обзора. Художники, конечно, будут отрицать влияние этого современного гаджета, но, тем не менее, современная визуальная культура приучила нас к восприятию мира с дрона. То, что в ряде работ взята эта точка, свидетельствует о том, что кемеровские художники идут в ногу со всем миром и отражают в творчестве реальное мировосприятие своих современников. Примером этой тенденции может послужить графика Сергея Юркова. 

Бунтарский характер выставки вскрыли натюрморты. Вообще, эту выставку можно назвать битвой двух натюрмортов. Первый натюрморт - работа Евгения Щербинина "Натюрморт с сиренью" заняла центральную часть экспозиции и действительно очень выразительная и смыслообразующая для зрителя. Весь натюрморт построен на противостоянии  полосатой, графичной скатерти и живописных веток сирени в вазе. Как перевести смысл этой работы с художнического на общечеловеческий язык? Моя версия: Евгений Щербинин нашёл художественную метафору столкновения двух начал: технического, рационального, простого и минималистского решения человека (скатерть) и природного, естественного, сложного, живописного, начала (сирень). Этот натюрморт о нас. О том, что мы в 2019 году помещаем сложное природное начало в простую рациональную и, откровенно говоря, скучноватую оболочку. Этот натюрморт ставит на чаши весов нашу рациональность (которая сейчас преобладает в принятии решений) и естественную природную красоту (о которой мы стали забывать). Те, кто видел эту картину, поняли мнение художника - рационализм простого решения победил природную сложность. Интуитивно все художники тоже приняли посыл 2019 года и в представленных на выставке работах этот рационализм и простое "понятное" зрителю решение тоже победило.

Второй натюрморт, точнее два натюрморта, принёс на выставку Андрей Дрозд. Возле его работ "Натюрморт с ромашками" и "Fazenda" мы долго стояли и думали и даже потом обсуждали в соцсетях. И только сейчас, выстраивая логику авторского высказывания на выставке, я поняла, что Андрей Дрозд предложил нам гениальную иронию и провокацию массового вкуса. Картины одинаковые по композиции - круглый стол с плоскостными и немного утрированными формами предметов - вазочки, ромашки, фрукты, ягоды, шляпа. Пространство отмечено только голубым фоном (на картине "Fazenda" изображено облако, что даёт подсказку зрителю, что это небо). Пародия на массовый вкус заложена в выборе цвета работ. Автор выбирает самые "гламурные" "девчачьи" оттенки сиреневого, розового, голубого, жёлтого. И это на фоне реакции всех остальных художников - отказаться от ярких "модных" оттенков. Набор предметов и их подача тоже простая и понятная. Природные формы показаны сухо и графично: розы как округлые ракушки, созвучны морской раковине на столе. Ромашки с кружке стоят так неестественно, что возникает ощущение примитивистского подхода. Но нет, художник все понимает и просто иронизирует над зрительским вкусом (тут надо понимать, что Андрей Николаевич умеет и любит отказываться от своего стиля если видит в этом какую-то свою собственную задачу). И потому одну из работ он называет не "дача", "дачный натюрморт" или как-то ещё, а именно "Fazenda". То есть он выбрал написанное английскими буквами слово, которым в 90-е в народе называли свои дачные участки, вкладывая в него всю горечь от разницы образа жизни киношных героев и российских обывателей. Пощёчину местному массовому вкусу мало кто понял. И в принципе эти натюрморты  были приняты. Да и тот факт, что картины прошли выставком свидетельствуют о достаточном уровне художественности. Работы А. Дрозда, их ироничный тон не направлен ни на кого конкретного. Скорее это проверка границ дозволенного, принимаемого, осмысливаемого. 

Таким образом, все работы говорят об одном: о современном взгляде на мир, о простоте технического решения и красоте природного мира, которое сейчас откровенно проигрывает рациональности. Ещё эта выставка о массовом вкусе и вынужденном снижении уровня художественности в угоду ему, иронии и грусти о том, что нет или чрезвычайно мало продвинутых зрителей, которые поймут сложное авторское послание. Битва двух натюрмортов - это противостояние двух подходов. Евгений Щербинин нашёл художественную форму для высказывания о нерве времени. Андрей Дрозд вышел в диапазон культурных шор массового зрителя. Пейзажная и портретная рефлексия художников продолжает возделывать уже сформированые жанровые предпочтения кемеровского искусства. На какой стороне окажется мнение зрителей мы узнаем позже, ведь выставка и голосование за лучшую работу продлится до середины января. Приглашаю к восприятию и голосованию за лучшую работу года.