Я писала о подготовке руки ребенка к письму - вопросе, которым задаются практически все родители старших дошкольников. Но подготовка-подготовкой (я писала статью про нестандартные пособия. а также про то, как помочь ребенку запомнить буквы), а ещё есть такая штука как ориентировка в пространстве листа бумаги.
Писать слева-направо, сверху-вниз, писать, удерживаясь в границах листа и строки, уметь соизмерять размеры предполагаемого слова или предложения с размерами листа, длиной строки... Эти, и другие задачи предлагается решать первокласснику, овладевающему навыком письма.
Иногда меня удивляет нелогичность современной школьной программы. Впрочем, почему именно современной - то, что меня удивляет, родом из нашего детства, и детства наших родителей. Например, застревание в течение всего первого класса на числах в пределах первого десятка. Вот честно, за всю свою практику не встретила ребенка шести лет, не имеющего тяжёлых нарушений речи и интеллекта, который бы не ориентировался в первом десятке. Многие и сотнями, и тысячами уже свободно оперируют. А вы встречали таких сферических в вакууме?
Наверное, в первом классе такие все же попадаются. Кто только не попадается. К логопеду все же приводят своих детей мотивированные родители. В первый же класс приходит в том числе и педзапущенность самого разного фасона. Впрочем, опять нет. Педзапущенность как раз совершенно уверенно в магазин за пивком для папаши сгоняет, да придумает так, чтобы сдачу себе оставить и что-нибудь на нее выкроить.
Короче, не понимаю я. Ну ОК, кому-то трудно освоить первый десяток. Но это настолько ничтожный процент, что, считаю, надо таким помогать дополнительно, а с остальной массой все же идти резвее.
Но возвращаясь к нашему письму, опять нелогично. Первый десяток год жуем, а письмо гоним галопом. Тогда как, в отличие от математики, до школы не то что письмом, рисованием бОльшая половина детей не овладевает! В современных условиях с нашими детьми год рисовать надо, красками, карандашами, мелками, пером - а уже потом осторожненько к письму подползать. Ну, если мы, конечно, считаем этот навык в принципе необходимым в современном мире. Но пока в программе этот предмет есть - значит, считаем.
А раз считаем, то важно и понимать, что указанные выше задачи ориентировки на листе бумаги ребенок не должен видеть впервые, переступив порог школы. Иначе при этом бешеном темпе он просто не успеет. Поэтому, лет с пяти - графические диктанты, игры на листе бумаги, крестики-нолики, танчики банальные уже четырехлеткам доступны. И - игры на плоскости.
Пазлы тоже можно. Но, по мне, подзабытая простейшая мозаика лучше. Она должна быть в доме, где есть пяти-шестилетка. Тут и ориентировка на плоскости, и счёт. И внимание, и память. И соотнесение образца и готового продукта. Все гениальное просто, как всегда.
Еще по теме:
Язык родной, дружи со мной
Лучшие книги для развития речи
Как помочь ребенку запомнить буквы
Лучшая книга для родителя