Музыка оказывает на нас влияние на протяжении всей нашей жизни. Но наши музыкальные вкусы по большей части остаются загадкой для нас. Почему одни песни доводят до слез, а другие заставляют танцевать? Почему музыка, которая нравится нам, вызывает негативные эмоции у других? Почему некоторые люди испытывают острую потребность создавать и играть собственную музыку, а другие с трудом воспринимают мелодии? Наука говорит нам, что эти индивидуальные различия не являются случайными, они частично обусловлены различными аспектами личности.
Я совместно с коллегами опубликовал исследование, результаты которого указывают на то, что музыкальные предпочтения связаны с тремя выделенными нами типами мышления. Эмпаты проявляют большой интерес к мыслям и эмоциям других людей. Систематизаторы интересуются шаблонами, системами и правилами, которые лежат в основе функционирования мира вокруг. А те, кто набирают относительно равные баллы по эмпатии и систематизации, классифицируются как сбалансированные.
Проведенные за последние десять лет исследования показали, что 95% всех людей могут быть классифицированы в одну из этих трех обширных групп. Данная классификация помогает предсказывать человеческое поведение. Например, принадлежность к той или иной группе может указывать на то, какие науки человек изучал в университете, гуманитарные или точные. И относительно недавно мы доказали, что таким образом можно предсказать и музыкальные вкусы.
Изучая этот феномен, мы провели несколько исследований, в которых в общей сложности приняли участие более чем 4000 человек. Мы использовали данные о стиле мышления всех участников и попросили их прослушать 50 музыкальных отрывков с широким жанровым диапазоном, после чего указать на те, что понравились больше всего. В ходе этих исследований мы обнаружили, что эмпаты предпочитают мягкую музыку, которая не является энергичной, но отличается грустью и эмоциональной глубиной, например, R&B, софт-рок и авторская песня. Эмпаты предпочитали такие композиции, как «Come Away With Me» Норы Джонс и «Hallelujah» Джефа Бакли.
Систематизаторы же предпочитают более интенсивную музыку, например, хард-рок, панк, хэви-метал. Кроме того, люди, относящиеся к этому типу, тоже любят музыку, отличающуюся интеллектуальной глубиной и сложностью, включая классические авангардные жанры. Например, систематизаторы при прослушивании выбирали «Этюдный опус №3» Александра Скрябина. Важно отметить, что относящиеся к этому типу люди имели тенденцию к прослушиванию музыки более широкого жанрового диапазона, чем те, кто относится к первому и третьему типу.
В нашем последнем исследовании, опубликованном в журнале исследований личности, мы обнаружили, что по различным чертам личности можно предсказать музыкальные способности, даже если люди не играют на музыкальных инструментах. Наша команда работала с системой BBC Lab UK, чтобы привлечь 7000 участников и оценить их по различным личностным параметрам: открытость, сознательность, экстраверсия, дружелюбность и эмоциональная и нервная стабильность. Мы просили участников выполнять различные задания, которые помогали измерить их музыкальные способности, такие как запоминание мелодий и способность различать ритмы.
Мы выяснили, что наряду с музыкальным образованием наиболее сильным указателем на музыкальную утонченность является такая личностная черта, как открытость. Люди с высокими показателями открытости обладают богатым воображением, широким кругом интересов, являются открытыми для новых методов мышления и изменений среды. Те, кто набирал низкие баллы по показателю «открытость», более последовательны и прямолинейны, предпочитают привычное новому и придерживаются традиционных ценностей. Мы также обнаружили, что более разговорчивые и настойчивые экстраверты, отличающиеся способностью к быстрому возбуждению, обладают более ярко выраженными певческими способностями.
Более того, мы можем использовать результаты наших исследований для выявления людей, обладающих музыкальными талантами, но не играющих на музыкальных инструментах на данный момент и даже не подозревающих о своих способностях.
Недавние вышеперечисленные открытия говорят нам о том, что из нашего музыкального вкуса и склонностей человека мы можем получить много информации о его личности и стиле мышления. Результаты последнего исследования показывают, что существуют факторы, находящиеся за пределами нашего сознания, формирующие наш музыкальный опыт. Мы надеемся, что эти результаты помогут как родителям, так и учителям и врачам. Основываясь на полученной о личности информации, педагоги могут гарантировать, что дети, обладающие музыкальным потенциалом, смогут получить возможность заниматься на музыкальном инструменте. Терапевты, занимающиеся музыкальной терапией, могут использовать полученную информацию о стиле мышления, чтобы формировать индивидуальные программы лечения.
Мы также надеемся на то, что результаты наших исследований помогут детям и взрослым с различными расстройствами аутистического спектра, которые испытывают трудности в общении. Данная информация может быть полезна людям, пережившим психологические травмы, или тем, кто переживает потерю близких. Мы также выяснили, что люди, пережившие психологические потрясения в детстве, совершенно иначе проявляют себя в музыке в зрелом возрасте в сравнении с теми, кто не переживал подобный негативный опыт.