Найти тему
#ProВеликийНовгород

Колокольные звоны или что мы знаем о колоколах?

Новгород. Воскресный колокол Софийской звонницы. Мастера Алексей Чистюнин и Федот Бибихин (Валдай). 1839 год. Вес 590 пудов. Фотография 1911 года из архива ННРУ.
Новгород. Воскресный колокол Софийской звонницы. Мастера Алексей Чистюнин и Федот Бибихин (Валдай). 1839 год. Вес 590 пудов. Фотография 1911 года из архива ННРУ.


История колокола насчитывает более 4000 лет. Самые ранние (XXIII—XVII век до н. э.) из найденных колоколов имели небольшие размеры и были изготовлены в Китае. В Китае также впервые создали музыкальный инструмент из нескольких десятков колоколов. В Европе аналогичный музыкальный инструмент (карильон) появился почти на 2000 лет позднее.

Самым ранним из известных колоколов Старого Света на данный момент является ассирийский колокольчик, хранящийся в Британском музее и датируемый IX веком до н. э.

Колокольчики Древнего мира
Колокольчики Древнего мира


В Европе ранние христиане считали колокола типично языческими предметами. Показательна в этом плане легенда, связанная с одним из старейших колоколов Германии, носящим имя «Saufang» («Свиная добыча»). Согласно этой легенде, свиньи раскопали этот колокол в грязи. Когда его отчистили и повесили на колокольню, он проявил свою «языческую сущность» и не звонил до тех пор, пока не был освящён епископом. Впрочем, «неблагочестивые» имена колоколов не обязательно свидетельствуют об их отрицательной духовной сущности: зачастую речь идет исключительно о музыкальных погрешностях (так, на знаменитой ростовской звоннице имеются колокола «Козёл» и «Баран», названые так за резкий, «блеющий» звук, и, наоборот, на звоннице Ивана Великого один из колоколов назван «Лебедем» за высокий, чистый звук). В средневековой христианской Европе церковный колокол был голосом церкви. На колоколах нередко помещали цитаты из Священного Писания, а также символическую триаду — «Vivos voco. Mortuos plango. Fulgura frango» («Живых зову. Мертвых оплакиваю. Зарницу укрощаю»). Уподобление колокола человеку выражается в названиях частей колокола (язык, тулово, губа, уши). В Италии до сих пор сохраняется обычай «крестин колокола» (соответствует православному освящению колокола).

Вера в то, что при помощи удара в колокол, колокольчик, барабан можно избавиться от нечистой силы, присуща большинству религий древности, от которых колокольный звон и «пришёл» на Русь. Звон колокольчиков, как правило — коровьих, а иногда и обычных сковород, котлов или другой кухонной утвари по древним поверьям, бытующим в разных регионах планеты, защищал не только от нечисти, но и от непогоды, хищного зверья, грызунов, змей и прочих гадов, изгонял болезни. На сегодняшний день это сохранилось у шаманов, синтоистов, буддистов, служения которых невозможно себе представить без бубнов, колокольчиков и колоколов. Таким образом, использование колокольного звона в ритуальных и магических целях уходит корнями в далекое прошлое и характерно для многих первобытных культов.

Шаманские колокольчики
Шаманские колокольчики

Колокола на Руси появились почти одновременно с принятием христианства в конце X века. Их заимствовали из Западной Европы, при этом, они не смогли полностью вытеснить било с теми же функциями, просуществовавший до XIX—XXI веков. Больших размеров колокола начали отливать лишь в XV веке с появлением собственных металлургических заводов. Звон колокола созывал людей на богослужение или вече, для совместного отпора захватчикам, на почёт героев-победителей. На широких просторах России старались отливать большие колокола с низким сильным звуком, который можно слышать на больших расстояниях (например, предшественник «Царя-колокола» 1654 года при Алексее Михайловиче весил около 130 тонн и слышен был на 7 вёрст). Колокола были единственным используемым музыкальным инструментом в богослужении. Согласно Адаму Олеарию в России начала XVII века на московских колокольнях висело до 5-6 колоколов весом до 2 центнеров, с которыми управлялся один звонарь. Существует предание, в котором изобретение колоколов приписывается Св. Павлину, Епископу Ноланскому на рубеже IV и V веков.

В русских летописях впервые о колоколах упоминается 988 год. В Киеве были колокола при Успенской (Десятинной) и Ирининской церквях. В Великом Новгороде колокола упоминаются при храме св. Софии в самом начале XI в. В 1106 г. прп. Антоний Римлянин, прибыв в Новгород, слышал в нём «великий звон».

Колокол Антония Римлянина,XII в.
Колокол Антония Римлянина,XII в.


Надписи на колоколах читались справа налево, так как буквы вырезали по форме обычным порядком. Развитие русского литейного искусства позволило создать непревзойдённые в Европе колокола: Царь-колокол 1735 г. (208 тонн), Успенский (действует на колокольне Ивана Великого) 1819 г. (64 тонны), Царь в Троице-Сергиевой Лавре 1748 г (64 тонны, уничтожен в 1930 г.), Ревун (действует на колокольне Ивана Великого) 1622 г. (19 тонн). После 1917 г. литьё колоколов продолжалось на частных заводах в 1920 гг. (эпоха НЭПа), но в 1930-е прекратилось полностью. В 1990-е гг. многое приходилось начинать с нуля.

В России существовал "мятельный звонъ" . он появился после указа от 7 августа 1850 г. В нём были утверждены правила: во время вьюг и метелей производить охранительный для путешествующих - "мятельный звонъ".

В Русской православной церкви колокола делятся на три основные группы: большие (благовестники), средние (подзвонные) и малые (зазвонные) колокола.

Самый знаменитый колокол земли новгородской — Вечевой.Легенда гласит, что по приказу московского великого князя Ивана III колокол был погружен на особые сани повышенной грузоподъемности и отправлен в Москву. Возле Валдая сани опрокинулись, колокол упал и разбился на мелкие куски. Осколки подобрали валдайские мастера и отлили из них множество поддужных колокольчиков.Летописец пишет, что, прощаясь с колоколом, все новгородцы от мала до велика плакали как по покойнику.

Вечевой колокол.
Вечевой колокол.


По свидетельству Карамзина, привезенный в Москву вечевой колокол был повешен на колокольне Успенского собора. Однако историк М. Полянский утверждает, что новгородский вечник два столетия служил всполошным колоколом у Спасских ворот Кремля.

Сегодня Софийская звонница нас радует своим звоном.
Сегодня Софийская звонница нас радует своим звоном.


Хочу вас познакомить с колоколами софийской звонницы:

100 пудовый колокол отлит в 1589 году и подарен Борисом Годуновым Духову монастырю
200 пудовый колокол отлит в 1599 году для Хутынского монастыря мастерами Василием Ивановым, Афанасием Панкратьевым и Иоакимом Ивановым
колокол весом 1614 пудов, был отлит в 1659 году в Новгородском детинце мастером Ермолаем Васильевым
590 пудовый колокол отлит в 1839 году
300 пудовый колокол отлит в 1677 году.
Самый крупный колокол называют также — «Праздничным», а «Воскресным» — колокол XIX века, остальные «вседневные» (XVII—XVIII вв.).

В звоннице на выставке «Древние колокола Великого Новгорода», представлено 14 колоколов: весом от 1,5 до 20 пудов.

Колокола в звоннице Софийского собора
Колокола в звоннице Софийского собора


18 сентября 2009 года, в рамках торжеств, посвященных 1150-летию города у звонницы состоялся Чин освящения архиепископом Новгородским и Старорусским Львом нового колокола отлитого Воронеже с надписью «Лит сей колокол в 2009 году в память свершившегося 1150-летия Великого Новгорода при президенте Российской Федерации Дмитрие Медведеве, губернаторе Новгородской области Сергее Митине, мэре Великого Новгорода Юрии Бобрышеве, Святейшем патриархе Московском и Всея Руси Кирилле», первый удар в колокол произвёл Президент России — Дмитрий Медведев.

-8