Привет всем!
Публикую новую, очень интересную статью Улриха Бранда о гегемонии из книги немецких эко-социалистов Алфавит Глобализации. Статья говорит, что не нужно думать, что демократия полностью утвердилась, что все в нашем обществе хотят мира и дружбы, что, к сожалению, существуют силы, продвигающие в жизнь различные проекты господства. Буду рада всем вопросам и комментам.
"При изучении понятия "гегемония" становится очевидным, что социальные события происходят не только по велению "сверху" и можно понять, почему многие люди принимают власть и господство, а так же как правящие силы могут превратить свои интересы в интересы общества в целом. Таким образом, гегемония освещает консенсусные измерения господства, т.е. на основании общего согласия, и сопровождается новым пониманием неолиберальной глобализации.
Например, итальянский теоретик Антонио Грамши характеризует современное правление как полученное в сложных процессах политического, экономического и культурного производства. Правящие группы и классы являются доминирующими и ведущими, потому что они способны разрабатывать проекты, которые пассивно принимаются или даже активно желаются населением.
Поэтому гегемония проводится в жизнь не только частными компаниями и государством. По словам Грамши, еще одним социальным местом борьбы за гегемонию является гражданское общество. Здесь, через средства массовой информации и интеллигенцию, школы и университеты, ассоциации и т.д., условия и изменение господства становятся правдоподобными. Разрешение господства дается не только на политические условия (государственные, партийные, общественные), но и становится всесторонней и каждодневной практикой на рабочем месте, в школе или семье. Появляется даже "нормализация" господства, которая широко разделяется населением. В гражданском обществе имеет место не только добро, и, конечно же, оно не свободно от господства, как это утверждается в либеральных подходах к анализу общества, противопоставляющих государство и гражданское общество.
Консенсус, т.е. общее согласие по основным вопросам, как часть гегемонии, является выражением социальной борьбы и социального компромисса, отвоеванного у правителей. Он институционализирован, например, в правовых положениях, государственной политике, коллективных договорах или в разделенных политических и повседневных ориентациях. Тем не менее такие репрессивные аспекты, как принуждение и насилие, остаются важными наряду с руководством и консенсусом.
В настоящее время конкуренция является повседневной реальностью, а требования о социальном равенстве и справедливости отвергаются как недоступные или иррациональные. Нынешняя неолиберальная и неоимперская модель - это модель, которая централизованно реализуется через компании, СМИ, аналитические центры, интеллектуалы и т.д. и поддерживается многими людьми, или, по крайней мере, принимается как не имеющая альтернативы. В странах глобального Третьего мира для господства больше используется внешний долг или открытое военное принуждение.
В последние годы понимание гегемонии, основанное на Грамши, стало плодотворным для анализа международных отношений. Речь не идет о доминировании США, финансового капитала или ВТО. Правительства, социальные классы и международные организации, естественно, занимают важное место. Тем не менее становится очевидным, что политические, экономические и культурные формы международного господства ежедневно воспроизводятся в сознании людей и в учреждениях, а так же почему это происходит.
Как концепция гегемонии влияет на разработку стратегий, критически важных для глобализации? Эмансипаторные, развивающиеся социальные споры не могут ограничиваться государственным аппаратом, а должны также изменять соотношение сил в гражданском обществе и в сфере частного капиталистического производства. Важны социальные идеи создания демократических, свободных для всех, мирных и устойчивых условий. Основа лучшего общества должна создаваться критическими обсуждениями внутри гражданского общества: через альтернативные экономические, политические и культурные практики, а также с помощью критических личностей, желающих реформ в пользу граждан, а не капитала. Правительства, стороны и компании не должны быть освобождены от ответственности, но ответственность за эмансипативные изменения не должна оставаться и только на обществе. Однако, если неолиберальная гегемония все больше укореняется в международных экономических, политических и культурных процессах, когда национальное государство, защищающее интересы своих граждан, уже стало неактуальным, то и контрфорсы, т.е. противостояние гегемонии должны интернационализироваться."
Читайте мои статьи из книги „Алфавит Глобализации“. Буду рада комментариям и вопросам.
Спасибо, что дочитали до конца! Прошу поставить лайки и записаться на мой канал!
https://zen.yandex.ru/id/5d1262217dc1f900b030f7bd
Каждая тема имеет продолжение! Читайте мои статьи и советуйте друзьям!