Да,это так. Причину этого удивительного явления правильней было бы искать в истории Японии, которая на протяжении длительного времени находилась под культурным воздействием Китая, заимствую не только письменность, основы политического устройства государства и управления, но также и планировку строительства городов. Средневековые китайские архитекторы придерживались норм градостроительства, которые были выработаны еще в глубокой древности и передавались из поколения в поколения. Согласно общей градостроительной теории, Древний Китай находился в центре Вселенной и занимал территорию в форме квадрата. Китайские города также имели приближенную к нему форму, хотя особенности рельефа местности часто превращали квадраты в прямоугольник. Важной топографической составляющей средневекового города (преимущественно крупного) был квартал. Это не только структурная единица внутренней планировки, но и принцип территориально-социальной организации населения. В японских городах встречается система замкнутых улиц и кварталов, и все это рекламируется через рисунки манга и аниме.
Столичный Токио, являющийся одним из крупнейших городов мира, но и в нем, улицы не имеют названий, как и в других населённых пунктах Японии, поэтому не зная этой специфики разобраться в планировке японского города бывает нелегко, не говоря о том, чтобы отыскать нужный адрес. Поэтому, в качестве подсказки приходится запоминать и отыскивать на местности множество ориентиров, даже если нужный объект находится неподалеку.
Сами японцы, проявляющие порою чудеса изобретательности, научились выходить из положения просто: если они приглашают кого-то в гости, то высылается по электронной почте схема проезда. А с появлением системы навигации на автомобилях, поиск любого адреса значительно упростился.
Эта сложная система ориентирования в населенных пунктах Японии, особенно в крупных городах, вызывает затруднения не только у иностранных туристов, но и у самих японцев. Часто даже таксисты путаются в беспорядочном нагромождении безымянных улиц и домов, пронумерованных произвольно. Разного рода службы доставки вынуждены проводить специальные семинары для своих сотрудников, чтобы товары доставлялись быстро и кратчайшим путем достигали тех, кто их ждет. Впрочем, в Японии эта проблема быстро решается при обращении в полицейский участок, каждый из которых снабжен подробной картой своего района именно в поиске нужного здания, и все это рекламируется через рисунки манга и аниме.