Время от времени читаю в комментариях к постам в туристических блогах что-то типа этого: «никогда не бронирую номера в гостиницах и не хожу на пляжи и в бары, где «тусуются» русские. Желания встречаться с ними на отдыхе нет». Всегда удивлялся, откуда у них столько неприязни к соотечественникам. Тем более, что какого-то особого непотребства со стороны наших за рубежом я никогда не встречал.
Последний раз я выслушивал претензии о русских туристах со стороны персонала отеля в литовском Паневежисе в середине 80-х. И было, скажу я вам за что. Прибалтика спать ложится рано. Но в ту ночь уснуть ей не дели туристы из Ленинграда, «гремящие» хором «Стеньку Разина» в гостиничном баре.
Если персонал в европейской гостинице говорит по-русски, я всегда нахожу время и повод поговорить с сотрудником «за жизнь» - о том, как он оказался на чужбине, что ему нравится в стране, а что — не очень. В Берлине у меня получилось пообщаться с владельцем пансиона, в Праге и Милане — с рядовыми сотрудниками (в последних двух случаях — с украинками, очень милыми и доброжелательными).
В разговорах я им также задавал вопрос о наших туристах — часто ли приезжают, как ведут себя, чем недовольны. Может быть, мой опыт общения с гостиничным персоналом не слишком велик, а, может, я не селюсь в Европе в гостиницах, примыкающих к пляжам. В любом случае, мои собственные наблюдения и отзывы отельеров говорят о том, что русские (русскоязычные) туристы ведут себя в гостиницах… мирно.
И сразу о воровстве в отелях. Разговоры о том, что русские воруют в номерах все, что «плохо прибито» к полу и стенам, не выдерживают никакой критики. Как мне рассказывали сотрудники отелей в Европе, воруют все — и немцы, и американцы, и китайцы. И русские тоже, правда, в основном, туалетные принадлежности — шампунь, мыло.
Русские туристы по своей натуре скромны и нетребовательны. На «ресепшене» ведут себя скромно, не качают права, когда приезжают в гостиницу рано утром, а их номер еще занят или не убран. Наши не сильны в языках, поэтому много вопросов девушке на стойке не задают. Но даже если она говорит на их родном языке, пытаются пройти процедуру оформления побыстрее — пораньше заселиться в номер.
В отличие от них итальянцы, например, очень любят общаться с персоналом. А самые активные и шумные — туристы из Южной Америки. Сотрудница отеля в Праге говорила мне, что разговаривает с ними исключительно по-английски, хотя немного знает испанский. А все потому, что испаноязычных латиноамериканцы воспринимают словно старых друзей, с которыми они не виделись много лет. Могут заболтать до смерти...
Идеальными туристами отельеры называют японцев. Они стараются общаться с персоналом гостиницы по минимуму. Даже если у них будет разваливаться кровать, сломается кофе-машина, а в подушке заведется клоп, они не станут беспокоить персонал по такому малозначительному поводу.
Русские тоже не любят жаловаться на неудобства, которые могут возникать в ходе их пребывания в гостинице. Они не нарушают правил, не обчищают мини-бар и не объедают гостиницы на завтраке. В отличие, например, от англичан, которые завтракают долго и пробуют все, что выставлено, наши быстро съедают свою сосиску, выпивают «кофий» с булочкой и быстро ретируются. Очень рады, когда на кухне к ним обращаются по-русски, но поддерживать разговор не спешат — видимо, торопятся на экскурсии.
Русские пары, в отличие от иностранных, в номере говорят тихо — соседи их практически не слышат. Ложатся они рано и встают рано. А все потому, что заграничный отпуск для многих из них слишком дорог, чтобы тратить его понапрасну.
Однажды в Италии я поселился в номере с соседями из Америки. Два мужика-американца не хотели селиться в двухместном номере, но потребовали, чтобы их поселили рядом. Интересная деталь: вечером они открывали двери в своих номерах и общались… через коридор. Справедливости ради продолжалось это недолго.
«Средние» русские, в отличие от тех же американцев, в проживании достаточно экономны. Дополнительными услугами не пользуются — ужин в номер не заказывают. Правда, если расплачиваются, почти всегда делают это…крупными купюрами. Это понятно — хотят разменять. Иностранцы в недоумении. Кстати, самые прижимистые в европейских отелях — туристы из Японии и Китая.
Еще одна деталь: наши обычно бронируют отель на все время пребывания. А вот туристы из Китая и стран Южно-Восточной Азии часто ограничиваются одним днем. Они вваливаются в отель большой группой и с огромными чемоданами, а на следующее утро покидают его, чтобы… переехать в другой город — также на один день.
Вывод
Наши все-таки более зажаты и менее требовательны за рубежом, чем американцы или европейцы.
Говорят, что самые развязные и наглые туристы — из Америки и России. Первые, потому что считают себя хозяевами мира, а вторые — потому что хотя быть похожими на первых. Хозяин гостиницы в Берлине ответственно заявил в беседе со мной — полная чушь! При этом самых неприятных, с его точки зрения, туристов он называть не стал...