Продолжение наших историй о современной российской цензуре.
Эту цензуру сейчас испытали на себе не только журналисты, но и американские ученые. Суд в Рязани выдворил из России пятерых сотрудников университета Баффало в США - за то, что они участвовали во встрече с российскими студентами. В этой встрече суд увидел преподавательскую деятельность американцев - и объявил, что они не имели на это право по своим туристическим визам.
Американцы утверждают, что только рассказывали студентам о своем университете.
А рязанская интернет-газета "Вид сбоку" приводит такие интересные подробности: в какой-то момент встречи со стороны американцев прозвучали слова про лидеров, которые могут нравится или не нравится. Газета предполагает, что после этих слов кто-то из участников встречи проявил инициативу, позвонил в какие-то органы – и закрутилось дело о выдворении американцев из России.
Их пригласило в Рязань местное отделение организации "Деловая Россия" – как было сказано, “с целью установления дружеских отношений с вузами региона". Но установить дружеские отношения не удалось – в дело вмешались бдительные цензоры, которые следят не только за СМИ, но и за контактами россиян с иностранными гражданами.
И все это снова и снова напоминает советские времена, когда все регламентировалось до мелочей, а хорошие новости звучали весь день. Как описывал это журнал “Сноб”, в телерепортажах с полей корреспонденты вставали на колени среди пшеницы, чтобы казалось, что пшеница им - по горло.
Цензоры запрещали все, что представлялось им хоть в чем-то подозрительным - и совсем уже анекдотичная история произошла тогда с питерским журналом “Аврора”.
В декабре 1981 года в этом журнале был опубликован юмористический рассказ "Юбилейная речь". И как писал об этом журнал Story, получилось, что как раз тогда отмечали 75-летие Брежнева, который к тому же только что получил Ленинскую премию по литературе - а рассказ “Юбилейная речь” появился как раз на 75-ой странице журнала и начинался так:
Трудно представить, что этот чудесный писатель жив... Любой человек, написавший столько книг, давно лежал бы в могиле. Но этот – поистине нечеловек! Он живет и не думает умирать, к всеобщему удивлению.
Как писал Story, последствия не заставили себя ждать: “Да это же намек на Брежнева!” – ужаснулось партийное начальство. Журнал обвинили в антисоветской вылазке, и главного редактора Глеба Горышина уволили.
Казалось бы, подобные вещи давно остались в прошлом - но вот сейчас опять звучат заявления, что советские времена вернулись, в худшем смысле слова. Так описал ситуацию на современном российском телевидении юморист Максим Галкин в своем нашумевшем выступлении минувшей осенью.
Как напоминала “Газета.ру”, на концерте в Новосибирске Галкин стал рассказывать об ограничениях и запретах на телеканалах: “Сейчас у нас есть цензура, не все можно говорить с телевизионного экрана”.
Журналисты разных изданий приводили еще и такие заявления Галкина - как пропаганда вытесняет объективную журналистику: “Разжевывают сразу, говорят – это враги, это нет, вы туда, вы – сюда. Мы сидим, боимся, что нам дадут коленом в челюсть”.
Галкин тогда сделал еще много интересных заявлений - что руководство канала дает четкие указания, о чем нельзя говорить, а Путин находится у власти так давно, что его фамилия превратилась в должность. Как пошутил Галкин, президенту скучно и с мировыми лидерами, и с собственным народом, потому что он мыслит другими масштабами - "он уже Марс мысленно завоевывает".
Но юморист остался практически в одиночестве - звезды разных телеканалов хором стали кричать, что Галкин врет, и никакой цензуры нет. Как писал в связи с этим журнал “Собеседник”, наличие цензуры сейчас традиционно всеми официальными лицами гневно и категорически отрицается, не менее гневно это отрицают и разные зависимые от власти деятели культуры и журналисты.
И “Собеседнику” вспомнились слова Набокова: писатели и журналисты царской России были уверены, что живут в стране, где господствует деспотизм, но они обладали огромным преимуществом перед будущими поколениями - их не заставляли говорить, что деспотизма нет.