Многие родители беспокоятся уровнем мотивации своего ребёнка: чадо ничего не хочет делать – ни учиться, ни спортом заниматься, ни по дому помогать.
Существуют ли способы и возможность это исправить?
Начну издалека – с рождения. Как верно подмечают многие люди, надо смотреть в корень! Родителям и воспитателям надо очень хорошо понимать, что всё что они делают и говорят рядом с ребёнком как-то на него влияет.
Во-первых, дети и подростки просто копируют взрослых. Вначале самых близких, потом тех, кого считают авторитетами для себя. Но, естественно, тех людей, которые долго находится рядом, маленький ребёнок копирует бессознательно и накрепко.
Мы знаем, что люди больше всего ненавидят в других свои собственные изъяны. Поэтому родители так настойчиво стараются изжить в детях свои собственные дурные привычки – неаккуратность, грубость, ругательства, плохие манеры. А ведь дети хотят просто походить на взрослых и копируют то, что видят. И им же за это потом приходится страдать.
Так что рядом даже с самыми маленькими детьми не ведите себя неадекватно. Даже если вам кажется, что они ничего не понимают, то помните, что копировать-то они будут обязательно – и то, что вы делаете и говорите хорошего, и то, что говорите и делаете плохого!
Так получилось, что я много времени проводил со своим первым сыном, когда ему было около 2-3 лет. Как-то мы пришли к друзьям в гости, и я увидел его со стороны: очень вежливый мальчик – когда что-то просил, всегда очень естественно прибавлял «пожалуйста», когда ему что-то давали, тут же благодарил. Причем, делал это без напоминаний типа «А что надо сказать тёте?».
При этом я никогда не рассказывал ему – что надо делать и говорить в таких случаях. Просто я был сам с ним вежлив, а он меня копировал! А я копировал свою бабушку, которая никогда ни на кого не ругалась. И мне за всю жизнь не сказала ничего плохого и ничего не запретила!
Запреты и остановки – это также существенные моменты в воспитании ребёнка. Как часто вы слышите на улице «Туда не ходи! Туда нельзя! Этого нельзя! Не смей этого делать! Стой, кому говорю!»?
Чему же удивляться, что из таких детей вырастают подростки, которые ничем не интересуются и ничего не желают делать! Их слишком много и часто останавливали!
Попробуйте не кричать ребёнку в момент опасности «Стой! Не ходи! Нельзя!». Вы можете привлечь его внимание, сказав: «Петя! Там опасность! Иди ко мне!».
Когда я заметил, что мой сынишка проявляет интерес к розеткам, я взял его на руки, поднёс к электрочайнику, который был ещё довольно горячим и предложил сыну потрогать чайник. Он дотронулся до него и быстро убрал руку. Я спросил: «Горячо?». «Да!». Тогда я показал на провод от чайника к розетке и объяснил двухлетнему сыну, что из розетки в чайник поступает по проводу мощная энергия, которая нагревает воду в чайнике до очень высокой температуры. Включил чайник, тот быстро закипел и пошёл пар из носика. Я спросил сына – хочет ли он сейчас чайник потрогать? Тот ответил, что не хочет, так как заметно, что чайник сильно нагрелся. Я показал ему на провод, который выходил из розетки и объяснил, что энергия, которая нагрела чайник пришла из розетки и в розетке она не видна, но если туда что-нибудь вставить, как я вставил вилку от чайника, то энергия будет из розетки идти в этот предмет.
Спросил: «Ты хочешь нагреться как чайник?», «Нет!», «Тогда не трогай розетки, и ничего не вставляй туда! Хорошо?», «Хорошо!». Больше никаких проблем с розетками не было.
Ребёнок, которого без необходимости и часто останавливают, теряет интерес к проявлению инициативы и перестаёт чего-нибудь хотеть делать сам.
Вы видели взрослых, которые на работе сидят и ждут приказа, вместо того чтобы работать? Посмотрите, как они воспитывают своих детей! Вы наверняка увидите «Стой там! Нельзя!» - именно так их самих сделали апатичными!
Так что и здесь лучшим способом добиться инициативности ребёнка будет «ранняя профилактика» - хороший пример и отсутствие остановок с раннего возраста.
Кстати, одним из следствий запретов является навязчивый интерес ребёнка к каким-то запретным областям! Конечно, вы можете попробовать запрещать ему учиться… Но я не уверен, что это хорошо сработает.