Процесс роста и развития малыша проходит неравномерно, скачкообразно, то медленнее, то быстрее. И при этом, эмоциональная неустойчивость нервной системы порождает кризисы в развитии малыша. Осознание себя, как отдельного от матери существа, проходит для малыша непросто. Переломные моменты, в таком осознании, сопровождается эмоциональными, кризисными явлениями в поведении малыша.
Истерика с паданием на пол – это яркий пример такого явления. Здесь нужно отметить неизбежность и необходимость таких кризисных явлений. Именно через такие явления, нервная система малыша приспосабливается к новым этапам в своем развитии. И если их нет, следует задуматься, возможно у малыша не развиты определенные психологические качества, или он не освоил какие-то виды деятельности.
Для понимания, необходимо знать признаки проявления кризиса в развитии малыша. Это – Упрямство, Отрицание, Строптивость, Своеволие, Протест, Ревность. Своевременное выявления этого позволит выработать определенную линию поведения с малышом. И главное помните, наши взрослые здравые аргументы и призывы не изменят поведение малыша. Здесь поможет, только накопления личного опыта у малыша и переосмысление своего «Я» и авторитета взрослых.
Малышу год и он начинает выделять себя в окружающем мире. Противопоставлять себя всему окружающему. Начинает осознавать, что он отделим от мамы. И это вызывает у него страх, непонимание – как я буду без мамы, мы ведь одно целое. Капризы, агрессия – это протест малыша. Трудно переключить его внимание на что-то другое, он не отпускает маму не на шаг.
К двум годам малыш ощущает, как чужая, не его, воля входит в него. И как результат – строптивость и недовольство всем. Слово «Нет» поселяется в нем надолго. Это период открытия личностной автономии у малыша. Я и мама — не одно и то же, я все могу сам.
И далее, начиная с 3-х лет, проходит период реализации «Я сам». Малыш пытается утвердить себя в окружающем мире. У него формируется чувство собственного достоинства и самоуважение. Это личностная основа дальнейшего развития способностей малыша. Помогите малышу обрести это чувство. Восхищайтесь его достижениями - «Ура! У Витеньки это получилось». Пусть все открытия малыша будут замечены и по достоинству оценены родителями.
К шести годам начинается эмоциональное осмысление окружающей жизни. Он уже понимает, как это «Я добрый», «Я радуюсь», «Я сердитый», «Я злой». Да у него еще много внутренних противоречий, но переживания малыша приобретают смысл. В дальнейшем он будет постепенно находить свое «Я» в окружающем мире.
Как будет протекать кризис у малыша – остро или незаметно, конечно, многое зависит от наследственного характера малыша. Но главное — это характер отношений с малышом, доверительный или авторитарный. Тихий, спокойный голос мамы и любящая улыбка – это все что нужно при капризах.