Найти тему

Беглец. История британского пилота, сбитого над оккупированной Европой

Большинство экипажей британских бомбардировщиков, сбитых немецкими зенитками и истребителями во время налетов на Германию во Вторую мировую, делились на две категории – убитые и пленные. Но был небольшой процент членов экипажей, в основном из числа тех чьи самолеты упали над оккупированными немцами странами, которым тем или иным образом удавалось избежать пленения и вернуться домой.

Одним из них был лейтенант Уайтхед, пилот “Галифакса” 76-ой эскадрильи КВВС, чей самолет был подбит зенитным огнем над Берлином в ночь с 20-го на 21-ое января 1944-го года. Прямым попаданием был убит бомбардир, радист был ранен, а штурман лишился всех своих карт и приборов, включая даже компас. Один из четырех двигателей самолета встал, и “Галифакс” медленно терял высоту.

"Галифакс" в ночном небе над Германией.
"Галифакс" в ночном небе над Германией.

Дальше передаем слово самому лейтенанту Уайтхеду.

“Как только мы вырвались из зоны зенитного огня настало время разобраться с текущими делами. Первое, что я сделал это нашел на небе Полярную звезду в иллюминаторе и старался удерживать ее справа по борту – элементарная навигация. В ту ночь с нами летел второй пилот и я отправил его вместе с бортмехаником позаботиться о радисте. Штурман пошел убедиться, что бомбардир погиб. Никто не говорил ни слова и просто делал свое дело. Все чего нам хотелось так это просто вернуться домой.

Я посоветовался со штурманом о лучшем курсе на запад. Он остался без всех своих карт, но мог сверяться с моей маленькой пилотской копией. Мы решили, что надо лететь прямиком на запад, кратчайшим путем в Англию, держась подальше от Рура с его мощной ПВО и имея минимальное количество водного пространства Северного моря для преодоления. Самолет постепенно терял высоту и в итоге мы оказались ниже 10 000 футов (3000 метров). Я приказал выкинуть за борт как можно больше всего, чтобы облегчить самолет и иметь возможность как можно дольше тянуть в сторону дома.

Экипаж "Галифакса" в полете.
Экипаж "Галифакса" в полете.

Я целенаправленно не обсуждал наши шансы на возвращение с остальным экипажем, только сказал, что мы будем лететь сколько сможем, а там посмотрим. Нос “Галифакса” целил на сколько возможно на запад. Под нами была сплошная облачность без малейших разрывов, и мы не видели земли.

Так продолжалось некоторое время, мы летели, напряженно ища разрывы в облаках, которые становились все прозрачнее. Затем бортмеханик сообщил, что двигатели по правому борту встанут через несколько минут. Соединения топливных кранов были повреждены и топливо из крыльевых баков улетало наружу. До этого момента топливо как-то не воспринималось как еще одна наша проблема.

Я приказал всем проверить парашюты и готовиться так или иначе срочно действовать. Я не знал в точности, где мы именно и надо морем мы или над сушей. Затем, через минуту или две, облака поредели, и мы смогли увидеть землю. К этому моменту мы были на высоте около 4000 футов (1300 метров). Что сделал дальше было, наверное, глупостью, я отправил аварийный запрос на срочное включение огней на любом ближайшем английском аэродроме. Мне никто не ответил, и земля под нами осталась такой же темной.

Все что мне оставалось так это приказать покинуть машину, и мы начали уставным порядком. Экипаж в это время общался между собой по интеркому, все чувствовали себя немного гордыми потому, что сделали все что могли и в полном соответствии с инструкциями.

“Всем тихо. Парашюты. Парашюты. Приготовиться к покиданию самолета.” Стрелок верхней турели закрепил вытяжной фал парашюта раненого радиста и вытолкнул его из машины. Его парашют безопасно раскрылся, он остался жив. За ним последовал остальной экипаж и после нескольких мгновений, показавшихся мне вечностью, настала моя очередь прыгать из переднего аварийного люка.

Приземлившись, я очень удивился тому факту, что оказался во Франции. Много позже я узнал, что пока мы летели ветер успел усилиться и перемениться и сдул нас хорошенько к югу. Я приземлился недалеко от Ланса, в краю шахт. Вскоре после посадки я нашел укрытие в доме поляка-шахтера, а затем начал пробираться на юг. Идя по равнине, я как-то поднял голову и увидел огромный канадский мемориал на хребте Вими.

Канадский мемориал на хребте Вими, посвященный Первой мировой.
Канадский мемориал на хребте Вими, посвященный Первой мировой.

Мне удалось пройти прямо через город Аррас, прошагав ровно мимо немецкой комендатуры у вокзала, которая выделялась гигантским флагом со свастикой над входом. Позже мне сказали, что немцы заехали в довоенные офисы нашей Имперской комиссии по военным захоронениям. Мой путь лежал южнее, к Бапому, Перонне и Хэму. Ориентироваться помогали уроки истории, я шел прямо по полям битв Первой мировой, то и дело натыкаясь на наши военные кладбища и монументы.

Дойдя до Хэма, я решил воспользоваться одним из советов из нашего курса по выживанию. Мне надо было найти большой дом, который по внешнему виду принадлежит кому-то образованному, такие люди реже становились коллаборантами и немецкими добровольными помощниками. Дальше следовало последить за домом и дождавшись темноты постучать в дверь и сказать по-французски: “Я английский летчик, пожалуйста помогите”. Дальше шансы пятьдесят на пятьдесят.

Со мной вышло именно так, как и предупреждали инструкторы. В первом доме передо мной сразу захлопнули дверь. Тогда я попробовал на другой стороне города, где постучался в заднюю дверь дома с бронзовой табличкой, говорящей, что тут живет ветеринар. Мне открыла дверь мадам Семелан. После войны я несколько раз приезжал к ним в гости и семья Семелан наносила ответные визиты ко мне в Англию вплоть до 70-ых годов.

Они несколько дней укрывали меня у себя в подвале и смогли связаться с местным Сопротивлением, которое переправило меня в следующий безопасный схрон. Так через Париж, По, Мадрид и Гибралтар я вернулся в Англию в начале мая.

Осенью я узнал, что мой штурман и один из стрелков также избежали плена. В отличии от меня они пошли на север и скрывались с помощью местных жителей и бойцов Сопротивления до тех пор, пока наступающие канадцы не отбросили немцев после высадки в Нормандии."