Найти в Дзене
Керниш Индр

К 75 летию Великой Победы. Дети Войны.

Был недавно у мамы. Раскладывали старые фотографии, открытки и письма с фронта. Мама вспоминала те далёкие военные годы, эвакуацию, и всё время повторяла: «Дети войны, дети войны…»

И вот я решил написать о Детях Войны, с кем тем или иным образом свела меня судьба.

Я всегда удивлялся, как свежи у людей воспоминания тех, военных лет, хотя тогда им было - кому четыре года, кому шесть, а кому десять.

1. Когда началась, война моей маме было пять лет, её брату (моему дяде) – три. Жили они тогда на Большой Коммунистической (бывшая Большая Алексеевская, ныне Александра Солженицына) улице, дом 8.

Фото из интернета. Москва, дом №8 по улице Александра Солженицына. Ни где не могу найти историю этого дома. Кто построил, в какое время, кто жил, что в нём было? Кто сделал надпись "Банк"?
Фото из интернета. Москва, дом №8 по улице Александра Солженицына. Ни где не могу найти историю этого дома. Кто построил, в какое время, кто жил, что в нём было? Кто сделал надпись "Банк"?

По словам мамы, они жили на втором этаже. Мой дед (отец мамы) служил в штабе, и с первых дней войны был призван на фронт. Когда фашистские войска подошли к Москве, семью эвакуировали в Свердловскую область. Зима в 1941 выдалась суровая, морозная. Ни еды, ни денег не было. Ходили на базар выменивали или продавали вещи. Мама рассказывала, как они с братом зимой ходили на картофельное поле с лопатой и топором. Если повезёт, то можно было выковырять топориком несколько недоубранных картофелин из промёрзшей земли. По весне на дороге перевернулась полуторка с зерном, народ кто, с чем налетел и стал растаскивать зерно по домам. С тех пор машины стали конвоировать.

Когда в 1943 году они вернулись в Москву, их квартира была уже занята. Прожив несколько месяцев «на чемоданах», им выделили комнату в коммуналке в Сыромятниках .

Вот так сейчас выглядит дом в Сыромятниках, в котором жила моя мама после войны.
Вот так сейчас выглядит дом в Сыромятниках, в котором жила моя мама после войны.

2. Была у мамы школьная подруга. Как то приехали мы к ней в гости. В квартире идеальный порядок. Угостила она нас чудным обедом. Когда встали из за стола она собрала все крошки со скатерти в ладонь, отвернулась от нас и аккуратно слизала их. Потом я обратил внимание, что все шкафы у неё забиты продуктами. Крупы, макароны, мука, тушёнка, сгущенка, чай, кофе, сахар, соль всё это вместо вещей хранилось в шкафах! И на кухне и в комнатах везде продукты. Как на продуктовом складе! На окнах, в качестве занавесок, плотная-плотная ткань. Когда вечером она зажгла свет, то тщательно занавесила окна. Причем каждую занавеску поправила так, что бы ни один лучик не вырвался на улицу!

Потом, конечно же, всё объяснилось. Эта женщина пережила блокаду, и оставалась в осажденном Ленинграде вплоть до самого его освобождения.

Фото из интернета. Ленинград. Блокада.
Фото из интернета. Ленинград. Блокада.

Однажды при очередном артобстреле она пряталась в подвале дома. И так случилось, что снаряд угодил прямо в этот дом, и их завалило. Изголодавшие люди, практически руками, с трудом их откопали. С тех пор она пережидала бомбёжку только в квартире, затемнив окна плотно подоткнутой занавеской. А было ей тогда семь лет!

3. Во времена учёбы, я подрабатывал на одном заводе. Таскал ящики с болванками в вечернюю смену. У начальника цеха было прозвище «Обожженный». И действительно глядя на его руки, не оставалось сомнения, что человек получил серьёзную ожоговую травму. Всё оказалось банально и просто. Во время войны нашему мастеру было одиннадцать. Они с мальчишками дежурили на крыше и помогали гасить зажигалки (зажигательные бомбы).

Фото из интернета. Авиационный налет на Москву 1941 год.
Фото из интернета. Авиационный налет на Москву 1941 год.

Технология была такая: при попадании бомбы на крышу дома, её брали специальными щипцами с длинными ручками, и сбрасывали вниз, где другой расчет засыпал её песком и заливал водой. И вот однажды, спасая младшего брата, ему пришлось схватить зажигалку руками, и как он сам сказал: «С тех пор моё детство и кончилось!».

Конечно же, это краткое изложение жизни детей военных лет. Если раскрывать всю тему по каждому персонажу, то получится, наверное, целый роман.

И подобных судеб наберётся сотни тысяч! Но к сожалению, тех кто может это рассказать, с каждым годом становится всё меньше и меньше!

Дети Войны, Дети Войны...