Когда то давно, когда небо было голубее, деревья выше, а компьютеры занимали целые здания и потребляли электричества и других материалов (например спирт) в таких количествах, что аж диву даёшься....
В прочем, это уже из истории возникновения и разработки компьютеров.
В общем про системы счисления, про простому, рассказать получится в нескольких предложениях. А если уж читателям будет интересно, то более подробную статью напишу по просьбам желающих.
В общем компьютеры считают и прочую арифметику проводят в двоичной системе счисления. На примере лампочки:
лампочка горит - это "1".
лампочка не горит - "0"
всяких там 2, 3 и прочих цифр и чисел для компьютера не существует. И все программы, всякие данные и прочие значения выглядят как агроменный табун нулей и единиц.
Записи в двоичных числах большие, длинные и непонятные. Для их укорачивания придумали четверичную, потом восьмеричную, ну а прижилась 16ти-ричная.
Упростить как то не получается особо, поэтому выворачивать мозги приходится в любом случае. Для перевода в привычную нам всем десятичную систему. И обратно.
Хотя использование этих разновидностей систем в обычной жизни, это как разговор на русском и каком нибудь иностранном языке, в принципе похожее действо.
Чтобы более или менее удобоваримо представлять это всё, начали группировать разряды. В двоичной четыре разряда равны одному разряду в шестнадцатиричной и так далее. Прочая арифметика в общем то уводит уже в такие дебри, что выходит за рамки канала.
Самое главное это: 0000 1111 = 15 = 0F (двоичная-десятичная-шестнадцатиричная)
Обозначается, чтобы избежать путаницы.
BIN - бинарная или двоичная, например 00001111d
DEC - десятичная, например 15d, буква "d" обычно опускается
HEX - шестнадчатиричная, например 0Fh