... зачем «лепить» из него «мученика» и борца с «кровавым режимом»? К чему фантазии, о том, как власть его «достала»? А.Платонов по заслугам останется в истории советской литературы и без «окраски» «борца» с советской властью и «мученика кровавого сталинского режима»... Литературный дневник 25 января 2020 г.
Прочитал сценарий беседы с использованием аудио-и-видео материалов «Андрей Платонов - противостояние личности и эпохи», опубликованный на сайте ПРОЗА.РУ Татьяной Латынской https://www.proza.ru/2019/10/25/2006
Уже первый абзац, с указанием года смерти и перечислением видов деятельности, опровергает тезис «о противостоянии личности эпохе». Цитирую: «Андрей Платонов (настоящее имя Андрей Платонович Климентов; 16 [28] августа 1899, Воронеж, Российская империя — 5 января 1951, Москва, СССР) — русский советский писатель, поэт и публицист, драматург, киносценарист, журналист, военный корреспондент. Участник Великой Отечественной войны, майор».
Дочитал до конца… сложилось впечатление, что «большие куски» «взяты из Википедии» (особенно в последней части).
А в целом «о сценарии беседы» - слишком всё «мрачно» и очень «однобоко». Перечень опубликованного А.Платоновым с 1921 по 1951 годы – дай Бог каждому литератору столько опубликовать при советской власти...
По сути дела, при таком количестве публикаций (книг, статей, очерков, литературных критических статей и пр.) и гонораров – А.Платонов «певец советской власти», которая его «кормит-поит», а самое главное – при необходимости активно лечит (и не безуспешно лечит). И даже его избалованного «сына-оболтуса» власть спасает из лагеря, пока другие до конца свои «срока мотают». Надо было бы хотя бы кратко сказать за что именно по второй судимости «закатали в лагерь» «бедного вьношу» по второй судимости (первая – с условным сроком – была за кражу). Реально - за попытку мошенничества – предлагал немецкому журналисту продать «секретные сведения». Чистое мошенничество – откуда у 16-летнего пацана «секретные сведения»? А вот у немецкого журналиста деньги были… И был тот журналист из фашисткой Германии... Так что надо сделать «поправку на время», когда упоминаются слова «фальсифицированное дело» и помнить про Уголовный кодекс РСФСР 1926 года. Мошенничество оно и есть мошенничество, даже если его совершает сын известного советского писателя. И при этом сам Платонов "за дела сына" никак не пострадал. Отца жаль, но почему в сценарии на основании домыслов сделан вывод, что «власть его достала»?
Однако главный вопрос, возникший после прочтения сценария - чем советская власть "репрессировала" или "преследовала" Платонова? Систематическими публикациями в центральной и региональной прессе в течении 30 лет? Высокими гонорарами за литературные произведения, в том числе – и не напечатанные? За ненапечатанные произведения он гонорары тоже получал – такие были время при советской власти.
Если сравнить его судьбу с судьбой М. Булгакова, с судьбой Ахматовой и Зощенко (после 1946 года), и еще многих других литераторов (которые тоже не были «врагами народа» и советской власти) – то сравнения будут не в пользу версии «о преследуемом писателе» и «жертве режима».
К тому же и сам А.Платонов - вполне «в духе времени» - призывал «врагов народа уничтожать», тех, кто, по его мнению – шел против советской власти». Он тоже критиковал и «клеймил» «собратьев по перу», подписывал «воззвания к власти» с требованием «беспощадно покарать». Ни в коей мере никого не осуждаю – считал Платонов, что так надо делать, и поступал, как велят убеждения. И за это можно уважать… но при этом вспоминаю, что Б. Пастернак всегда умудрялся уклоняться от участия в публичных компаниях и не подписывал многочисленные «обращения» с требованием «покарать». Эта позиция Б. Пастернака тоже достойна уважения.
К слову, любимый мной М. Булгаков, тоже некого никогда «не клеймил» и даже не злобствовал над поверженными врагами и хулителями.
Что же касается литературной и политической критики – так всегда и всех критиковали, критикуют и будут критиковать. И уж литераторы-то первыми друг друга клеймят, а часто и доносы пишут – «без всякой нужны и необходимости». Я прочитал немало исторических документов о нравах в советской литературной среде в 20-50 годы прошлого века, чтобы обоснованно говорить об этом.
К слову сказать, и друзья-писатели Платонова не бросали (как сказано в сценарии) – оставались верными до его смерти и при необходимости реально помогали. Речь веду о настоящих друзьях , а не от тех, кто "прилипает к успешным" и мгновенно исчезает при неблагополучной ситуации. Но ведь их и друзьями назвать нельзя...
Не было в судьбе А. Платонова никакого «противостояния личности и эпохи» - эпоха была крайне противоречивая, как и личность А. Платонова. И мнение Сталина о творчестве Платонова никак не отразилось ни на количестве его публикаций, ни на материальном положении, ни в целом на судьбе (в отличии от многих других литераторов, получивших реальные сроки, а иногда и потерявших жизнь).
Я "не против" А. Платонова и уважаю его как личность – он своей жизнью доказал преданность Родине и на фронте был в Великую Отечественную войну. И низкий поклон ему за это. Но зачем «лепить» из него «мученика» и борца с «кровавым режимом»? К чему "фантазии", о том, как власть его «достала»? А.Платонов по заслугам останется в истории литературы и без «окраски» «борца» с советской властью и «мученика кровавого сталинского режима». Останется в истории просто потому, что он писал о своем Времени. И в некрологе писателя об этом хорошо и правильно сказано: «Андрей Платонов был кровно связан с советским народом. Ему посвятил он силы своего сердца, ему отдал свой талант».
И последнее - «при кровавом сталинском режиме» в 1951 году некролог литератора, которого якобы преследовала советская власть и лично «тиран» ненавидел, не поставили бы свои подписи А. Фадеев, М. Шолохов, А. Твардовский, Н. Тихонов, К. Федин, П. Павленко, И. Эренбург, В. Гроссман, К. Симонов, А. Сурков, К. Паустовский, М. Пришвин, Б. Пастернак, А. Кривицкий и «многие другие».