Найти тему
Штуки из труб

Сквозные вагоны в московском метро. Почему я закрыл бы их раз и навсегда

Когда-то давно, в детстве, я увидел в одном фильме, как герой проходит вагон за вагоном, преследуя преступника. Тогда я подумал, как же круто устроены поезда в штатах, живут же люди! Несколько лет назад в московском метро тоже стали ходить новые поезда со сквозными вагонами. Обычно я езжу на работу в метро, поэтому я на своей шкуре испытал, что такие вагоны – это неудобно и непродуманно.

Фото автора
Фото автора

И тогда же я осознал, какими крутыми профессионалами были советские инженеры (которые предусмотрели запирающиеся двери в вагонах) и управленцы московского метро того времени (которые решили запереть на замок эти двери и выбросить ключи). И вот почему.

Люди спускаются в метро, входят в вагон и… начинают продираться от начала поезда к его концу. И наоборот. Они шагают по ногам, тащат за собой сумки, застрявшие между людьми, огрызаются, когда им кто-то особенно нервный делает замечания, в общем – развлекаются по полной программе. При этом вообще не имеет значения – полный вагон или нет, все равно находятся люди, которые хотят пройти несколько вагонов, чтобы сэкономить…30 секунд! Не больше! Вместо того, чтобы спокойно подождать своей станции, выйти и просто чуть быстрее обычно пойти по своим делам, они будут ломиться как лемминги во время миграции.

Уверен, найдутся люди, которые скажут, что надо повышать культуру, а не закрывать двери, ведь одному человеку из тысячи все-таки жизненно важно сэкономить 30 секунд; и у него должна быть такая возможность. Сразу не соглашусь с этими людьми. Невозможно повысить культуру (а заодно грамотность, интеллект, логическое мышление) так, чтобы все стали вести себя по-человечески, но можно организовать процесс таким образом, чтобы у людей не было возможности делать что-то неправильно, мешать другим.

Если открыть двери между вагонами, всегда найдутся люди, которым «очень надо» (на самом деле в подавляющем большинстве случаев нет). Всегда будут люди, которые останавливаются посреди прохода (или вообще перед выходом!) , потому что они вдруг решили, что им именно здесь надо застегнуть куртку, надеть шапку, поглазеть на указатель. В московском метро обычное дело, когда двое человек стоят прямо в гуще потока в час пик и… разговаривают. Их все толкают, кроют матом, но они стоят в своем мире. Они могут отойти в сторону и спокойно поговорить, но они об этом даже не подумали.

И с этим никакой культурой ничего нельзя поделать. А вот со сквозными вагонами можно.

При этом я допускаю, что цель была благая – получить дополнительное место между вагонами. Но минусы этого решения перевешивают плюсы.