Каган гуннов Моде является легендарной личностью и скорее всего ему приписывается весь легендарный отрезок побед гуннского союза племен в 3-2 веке до н.э.
Интересна не его личность, а в первую очередь география побед над соседями, которая ему приписывается. Она очень хорошо показывает какое значение имела Гуннская империя в указанный период. Не зря китайцы построили Великую Китайскую стену именно против гуннов. Хотя стена конечно имела не оборонительное значение, а в первую очередь служила как демаркационная линия между Степью и равнинным Китаем.
Одними из первых кто покорился гуннам стали тюркоязычные динлины. Тюркоязычность динлинов доказана и то что гунны воевали с ними косвенно указывает на то, что гунны все-таки не были предками тюрков. Китайцы не зря считали, что протомонголы сяньби и дунху родственны гуннам. Также на это указывает одинаковая культура "плиточных могил", из которой они все вышли.
Динлины проживали в районе Южной Сибири, на территории современного Северного Казахстана. Их земли простирались от Енисея до Байкала.
Динлины были кочевниками европеоидного типа (потомки андроновской культуры) и китайские летописи пишут о них следующее:
«… переезжают с места на место в зависимости от наличия воды и травы, одеваются в кожи, едят мясо, имеют такой же крупный рогатый скот, овец и прочих домашних животных, как и жуаньжуани, только колеса их повозок высокие, с очень большим количеством спиц»
Также интересны обряды и традиции динлинов, которые очень схожи с укладом современных казахов:
При заключении браков представляют в качестве сговорных даров крупный рогатый скот и лошадей, считая это за честь. После заключения договора о браке родственники жениха окружают лошадей повозками и велят родственникам невесты выбирать по собственному желанию любую лошадь. Затем родственники невесты садятся на неоседланных лошадей и выезжают за заграждение. Хозяева лошадей, стоящие за заграждением, машут руками и всячески стараются напугать лошадей. Не упавший с лошади оставляет её себе, а упавший выбирает другую. Выбор лошадей заканчивается, когда набирают нужное количество. По существующим обычаям [во время свадьбы] не едят зерна и не делают вина. В день встречи невесты мужчины и женщины несут кислое кобылье молоко и варёное мясо, разнятое по суставам. Хозяин принимает гостей, не соблюдая порядка в предоставлении мест. Все садятся вместе перед юртой, целый день пируют и остаются ночевать. На следующий день невеста возвращается домой, а через некоторое время родственники жениха приводят в её дом табун из лучших лошадей, и, хотя отцу, матери и братьям жениха и жалко их, они никогда не говорят об этом. Особенно избегают жениться на вдовах, но относятся к ним хорошо и с сожалением. На домашнем скоте имеются метки, и, хотя он свободно пасется в степи, никто никогда не ворует его. В домашнем быту неопрятны.
Динлины не обладали достаточной военной организацией и основной их тактикой были маневренность, мобильность и внезапные налеты.
Гунны вели затяжные войны с динлинами в тот же период, что и с дунху. Но в отличие от дунху динлины были слабо организованы и не имели высших правителей, что позволило гуннам легко покорить их.
Причиной войны гуннов с динлинами может быть то, что гуннам нужны были дополнительные войска для противостояния Китаю. На это указывает то, что в динлины после завоевания их гуннами стали появляться на границах Гуннской империи с Китаем. Также именно китайцы в своих хрониках отмечают, что динлины, с которыми они контактировали в этот период в приграничье говорили на хуннском языке с небольшими отличиями. Возможно гуннский язык стал языком командиров среди разноплеменных воинов приграничных форпостов, как было в случае с "вульгарной латынью".
В период ослабления гуннской империи динлины стали служить уже китайцам в качестве наемников.
Но как бы там не было, но именно завоевание динлинов позволило гуннам набрать достаточные военные силы для ведения войны с дунху и обеспечения безопасности от удара со стороны китайцев.
После покорения дунху и динлинов перед гуннами встал вопрос продолжения дальнейшего расширения. Надо было или идти к Великому морю (Тихому Океану) или отвоевывать исконные гуннские земли в Ордосе.