Как говорят "на вкус и цвет товарищей нет". Сегодня речь пойдет о втором - о цвете. Вы когда-нибудь задумывались почему, с одной стороны всем людям нравятся разные цвета, но с другой стороны почти у каждого дома "бежевенькие" обои...
Ответ на эти вопросы дает нам наука о цвете. Да-да она существует! А началась она во времена авангарда.
Если коротко, то авангард - это отказ от классических канонов, противостояние старого и нового эксперименты с новыми формами. Стиль, сформировавшийся в переломное время, и оказавший огромное влияние на нашу действительность.
В то время и начал свои исследования Михаил Матюшин. Мне удалось побывать в его доме (ныне музее авангарда), где в одной из квартир по адресу улица профессора Попова, 10 в 1912—1923 проживали живописец, скрипач и композитор Михаил Матюшин (1861—1934) и его супруга Елена Гуро (1877—1913). У них в гостях собирался весь "передовой отряд" avant-garde: К. Малевич, П. Филонов, В. Делакроа, Е. Магарил, М. Горький, А. Крученых, В. Маяковский, В. Хлебников и др.
В музее представлены личные вещи, работы Матюшина и других авангардистов, а также колористические подборки. Эти цветовые схемы весьма похожи на те что были описаны в книге «Искусство цвета» Иоханеса Иттена, преподавателя всемирно известной школы Баухаус. Но! Справочник Матюшина выпущен на 30 лет раньше Иттена. Несмотря на это основателем науки о цвете считают именно Иттена...
“Справочник по цвету. Закономерность изменяемости цветовых сочетаний” еще в далеком 1932 году была издан Матюшиным и его учениками в небольшом количестве 400 экземпляров (так как все цветовые таблицы приходилось делать вручную).
Основа принципа, заложенного в основу его колористической теории заключается в установлении взаимосвязи между эстетическими качествами цветовых гармоний и психологическим, и физиологическим восприятием цветов человеком.
Матюшин утверждал, что цвет определяет "цветосветопространственная среда, в которой он находится".
Большое внимание в своем труде Матюшин уделил закону о дополнительных цветах. Известный опыт (приведенный также в книге Иттена) рассмотрел живописец в своем труде.
Это весьма интересное наблюдение показывает, что глаз человека компенсирует активный цвет, т.е. стремится к некому зрительному равновесию.
Также нельзя не отметить трехцветные гармонии, предложенные Матюшиным, на моделях восьми цветов: красного, оранжевого, желтого, желто-зеленого, зеленого, голубого, синево, фиолетового.
Эти трехцветные сочетания таблиц скомпонованы как соотношения:
а) главного действующего цвета,
б) зависимого от него цвета среды
в) сцепляющего их среднего цвета.
Изучение цвета показало, что вокруг «действующего цвета» в нейтральной среде появляются цвета, которые и компонуются с ним как цвет среды и как средний — сцепляющий.
Например, необходимо учитывать, если к одному из основных цветов на таблицах будет взят другой цвет среды, все сочетание в целом обязательно изменится в направлении к предложенному. Даже неяркий зеленый цвет среды по отношению к фиолетовому выглядит свежо и цветно, но если вместо зеленого взять близкий к фиолетовому чистый сиреневый, он погаснет и посереет, так как на него неизбежно наложится зеленый.
С 1921 года Матюшин вместе с учениками исследовал возможности расширения угла зрения до 180 градусов и «затылочное восприятие»
Также Матюшин выявил огромную роль, какую при цветовом оформлении архитектуры и различных предметов играет влияние цвета на форму. Проведенная исследовательская работа в этой области показала, «что холодные цвета имеют склонность к прямизне граней и образовыванию углов, если даже острые формы, окрашенные в теплые цвета, теряют остроту углов».
Используя принципы, выведенные Матюшиным, его ученица Елена Станиславовна Хмелевская с группой архитекторов, художников, реставраторов вывела цветовую палитру «Традиционные цвета Санкт-Петербурга». Так вначале XX века некоторые улицы Петербурга были окрашены в выведенные цвета.
Палитра была утверждена на заседании Градостроительного Совета Главного архитектурно-планировочного управления Исполкома Ленсовета города Ленинграда в 1966 году.
Цветовые эталоны палитры отображают наиболее характерные цвета фасадов различных стилистических направлений петербургской архитектуры: барокко, классицизма, эклектики, модерна, конструктивизма, сталинского ампира, архитектуры 60-70 годов ХХ века.
Систему Матюшина можно назвать органичным сплавом науки и искусства. Его труд оказал весьма значительное влияние на искусство, дизайн и архитектуру.
ссылка на книгу: Матюшин. М. В. Справочник по цвету. Закономерность изменяемости цветовых сочетаний.
Цвет формирует нашу среду и влияет на наше восприятие мира. Поэтому очень важно понимать его природу, и то как работать с ним.