Найти тему
Svetlana Astrikova "Кофе фея"

ТАТЬЯНА САГАЙДАК. " ПОСЛЕДНИЙ РОМАН ДАМЫ В КРАСНОМ". Памяти подруги - художницы в День Татьяны.

Памяти самобытной алтайской поэтессы и художницы Т. К. Сагайдак.

По улицам большого города неслышно скользит тень женщины в оригинальном красном пальто… Ее тонкие пальцы пытаются удержать от порывов ветра букет кленовых листьев. Она прижимает его к груди, что то шепчет листьям, гладит их, но они рассыпаются, разлетаются, опадают к ее ногам.

Она их - не подбирает…Задумчиво поднимает голову к небу, величаво вплывающему в оправу слепящего солнца. Небо ей - ближе… Где - то высоко, едва видимой, словно прочерченной грифелем строкой, метит облака и синь осеннего простора, клин журавлей. Их курлыканье, как печальная песнь прощания. Но с кем? И с чем? Горько угадывать… Летящая тень женщины в красном пальто скользит по улицам города. Незаметно. Как порыв ветра. Как дуновение. Как прочерк летящей строфы…

Это мое видение Дамы в красном - не исчезает. Даже если я крепко, до боли, зажмуриваю глаза…

Мы были знакомы с Нею совсем немного. Два года с не большим. Разговоры и электронные письма сразу обрели теплоту, нет, нет, даже и не теплоту, а горячность….Горячность высокой душевной ноты, на которой говорит только открытое и щедрое сердце. Разговоры наши с нею были внешне - простыми, как бусины оберега, сплетенные в жемчужные, бисерные нити, но многое из них западало в душу, прорастало в сердце. Согревало.

Татьяна Сагайдак передо мною предстала сразу, как Личность. Незаурядная, с тончайшим складом души, я бы сказала - сверхтончайшим!

Чего - то она могла и не знать, а вот угадать – всегда могла. Настроение, мысли. Даже иногда и сокровенные мечты.

Про себя я называла ее "Сказительница". Напевная речь, богатый музыкальный голос, с теплыми, широкими нотами. Уже потом я узнала, что она с детства пела в хоре. В школьном и церковном. И вышивала для Северного хора, проведя десять лет в Мурманских снежных просторах… Может быть, именно отсюда – бескрайняя широта ее души. Стремилась помочь всем, кому могла: коллегам, бывшим одноклассникам по английской школе, знакомым по интернету, родным, взрослым уже сыновьям…

Записывала адреса и звонила на телевидение, в коллегию адвокатов, чтобы помочь человеку, попавшему в беду, далекому интернет - знакомому, лицо которого видела только в веб – камере….

Это было при мне, я помню, как взволнованна была Татьяна Кирилловна произошедшим несчастьем с другом, которого не видела воочию – никогда….

Татьяна Кирилловна… Улыбаюсь… Про себя я называла ее: "Танечка Кирилловна". Она всегда бурно протестовала против величания, возраста, старости, нудности, излишней строгости и фальши!

Ее извечно молодая душа захлебывалась от восторга, перелистывая страницы книг, созерцая картины природы, которыми так богат алтайский край, ее исконная родина. Прекрасно фотографируя, имея от природы, а потом, в следствии работы вышивальщицей, (Татьяна Сагайдак -лауреат нескольких конкурсов и фестивалей профессиональных вышивальщиц!) тонко развитый вкус и глаз художника, она взахлеб рассказывала мне о красках заката над Барнаулом, о свежести и вкусе воды из родника, об упругости грибов, которые собирала сама в пролесках и рощах. Потом присылала эти самые фотографии. Они высыпались слайдами, картинами на экран монитора, и я восхищалась без устали: и композиция выстроена, и свет – правилен, упали лучи - куда нужно.

А ведь, казалось бы – случаен кадр! Просто - схвачено настроение. Настроение. … Звук. Нота….

Мне думается еще и вот что: она всегда была человеком светлого настроения.

Прозрачного, как родник. Светлого, как луч. Вдумчивого. Вдумывалась не только в себя… Но - и в собеседника. И это я в ней более всего ценила. Думаю, не только я одна.

Она была очень скромным человеком. Жила обычно, отвлекаясь, после выхода на пенсию, домашними заботами. Обыкновенностью будней.

Но было в ней самой что то необыкновенное, певучее, как река, то, что бурно рвалось, просилось наружу, требовало выхода. И - прорвалось. У Татьяны Сагайдак вспыхнул страстный роман. Роман с рифмами и строфами. Она внезапно начала писать стихи.

Собственно говоря, стихами ее творчество – самобытное и довольно яркое -, в строгом смысле этого слова, назвать нельзя. Скорее всего, это - неосознанные " северные песни", речитативы, ритмическая проза, при написании и исполнении которой приобретает очень большое значение смысловое, слоговое ударение. Это - искреннее, как полет, порыв, размах крыльев, творчество Души, озаренной теплым светом Веры в Высшее, данной ей с детства, почти младенчества, ведь она - племянница выдающегося деятеля церкви и богослова современности архиепископа Саратовского и Волгоградского,( Вольского) Пимена. ( в миру - Дмитрия Евгеньевича Хмелевского) . Высоты одухотворенной мысли, стремления к совершенному, человечному и теплому были подвластны ей, понятны…

Как и язык Шекспира. Она владела английским твердо, могла читать и цитировать легко строфы трагедий и комедий великого британца… Ей особенно нравились его сонеты….. Их строгая мерность и изысканность тоже, в какой то мере, повлияли на ее творчество, оригинальное и теплое, как вышивка ришелье. Ее ведь всегда держишь в руках, как чудо.

Теплым чудом были для многих бесхитростных читателей и стихи - речитативы Татьяны Сагайдак. Наполненные тонкими образами, теплой интимностью, изяществом и одновременно - искренностью и глубиной сердечной, одухотворенной простоты, ее элегии - речитативы были близки и понятны и поэтам, и читателям, как понятны бывают песни и сказания, притчи и былины народные.

Личная, глубоко лирическая нота в элегиях - напевах Сагайдак, часто прочитанных ею вслух - почти артистически, почти -профессионально - тесно переплеталась с мыслями, устремленными в чистоту Неба… Облаков. Она могла пытаться размышлять с помощью строфы и о том, что возвышает Дух человека. О горнем, о милосердном, о теплом… Святом. О горьком. Печальном. О том, что волнует всех нас.

Стихи Татьяны Сагайдак читаются так же, как и написаны они ею: песенно и безыскусно, часто - сердцем, а не глазами. Вся панорама человеческих чувств, властно предстает перед нами в строфе, графически четкой, как журавлиный клин.

Печаль разлук, радость встреч, звук биенья любимого сердца, улыбки и слезы, романтические сны и мечты, грезы и разочарования… Мы все живем рядом с ними, мы все растворяемся в них. Но не всем подвластно выразить суть человеческого бытия Словами. Татьяне Сагайдак это удалось. Я думаю, что - вполне.

У самобытного и яркого барнаульского Поэта было несколько творческих вечеров, встреч с читателями, в библиотеках города и в музее Редкой книги. Вышел из печати сборник ее элегий. "Сердцем говорит душа", разошедшийся мгновенно среди друзей и поклонников ее строфы.

Она готовила к печати вторую книгу. Щедро делилась планами с друзьями и поклонниками интернет- аудитории. Она была у нее довольно широка, что неизменно - радовало.

Татьяна Кирилловна неустанно пропагандировала не только свое творчество, но и духовные искания друзей, их стихи и прозу, песни и сказки… Полет в Небеса оборвал все это. Внезапно и горько. До нелепости горько…

Для нас, ее читателей и друзей, ее уход - еще не до конца осознанная и огромная сердечная утрата. А для нее, кто знает, может быть, это все - просто, еще один полет, свободный и легкий танец гордой Души меж рифм и облаков… Она любила облака и закаты. Свободу дыхания и творчества. Как и каждый настоящий Поэт… Ее роман с рифмами и строфами , как и роман любой Истинной Женщины, был для нее пленом и очарованием, горьким и сладостным одновременно…Теперь уже и не угадать, чего в нем было больше… Да и стоит ли?… Он ведь принес очарование и нам…

В строфах стихотворных и Памяти сердечной. А большего и не нужно… Поэзия не терпит излишеств.

_________________________________________________

**В основе статьи лежит только оригинальный авторский текст, основанный на личных воспоминаниях и беседах с Т. К. Сагайдак.

Стихотворения Татьяны Сагайдак из сборника " Сердцем говорит душа":

****

Растеряны порой

Судьбы странички:

Какие-то на север улетели.

Какие-то на юг, как птички.

Какие-то в заоблачную даль

Умчались...

Но ...главные остались!

Они и жили и живут

Коль в сердце дорогом

Нашли приют.

Душой не старясь,

Я ни на что не посмотрю:

Разлуки и размолвки - ерунда!

Сказала же:

Любила и люблю!

Любить я буду впредь и навсегда!

20.02.2013

МОЙ ПЕГАС.

Мой Пегас, похоже, с норовом:

То тощОй, то мыслей короб он,

То идейки ни единой

( Ах! Боюсь, как бы ни сгинул! ),

То их целый воз привёз,

Будто Дедушка Мороз.

То летал под небесами,

Разродившийся стихами,

То лежал, сложивши крылья,

От какого-то бессилья…

Растолкать Пегаса можно,

Только знали б вы, как сложно!

Я Пегасика люблю -

Сказку расскажу ему

Про того, про Сивку-Бурку,

Прозванную на века Кауркой.

Расчешу Пегасу гриву –

Станет он таким красивым.

И отправлю на лужок: -

Попасись-ка ты, дружок.

А потом, взлохматив хвостик,

Прилетим, друзья, к вам в гости.

01.02.2013

( Последнее прижизненное стихотворение Т. К. Сагайдак)

****

Потухли свечи встреч…

И расставанья

Давно вступили уж в свои права.

И это не слова...

Предчувствие любви, известно,

Сильней её самой,

Предчувствие разлук неотвратимо

Сильней самой разлуки.

О, если б я могла стереть

Из памяти все эти муки...

Но… к этой памяти своей

Порою сердцем припадаю,

И из неё, отдельные картинки вынув,

Себя как будто бы

Веду я на расстрел.

При этом вижу всё так живо…

- Мне не дано было тогда

Смиренной быть и терпеливой.

Как, к сожаленью, коротко мгновенье,

Исполненное счастьем!

Какой же бесконечно долгой

Кажется разлука,

Когда она…

Длиною в жизнь.

Твержу себе:

- Держись! Держись!

Но разве, всяк сюда входящий,

Мою трагедию поймёт?

Да и зачем?

Пускай он лишь Любовь,

Наполненную грёзами найдёт

С теплом моей души…

Как были, Друг мой,

Встречи в прошлом хороши!

18.06.2013 год.

Стихотворения и оригинальная пунктуация - автора - Т. К. Сагайдак...

-2