Найти тему

«Милосердие» средневековой инквизиции.

Начало истории здесь.

Задумывались вы когда-нибудь о сути наказания? Почему на заре своего существования люди выбирали самые жестокие варианты кары для провинившегося? И зачем это действо превращали в зрелище, собирая толпы народа?

Большая часть сейчас живущих людей с содроганием, ужасом и отвращением читает, размышляет о казни в древние времена. Все это выглядит как-то слишком мерзко, бесчеловечно и в какой-то мере даже нереально. И мы стремимся как можно быстрее освободить свое воображение от этой гадости, недоумевая, к чему такие зверства?

Но, как не странно это звучит, подобные кошмары человечество изобретало не в угоду своей кровожадности и бессердечности. Это был чисто педагогический ход. Ибо ни что так отрезвляюще не действует на ум человека, как страх. Страх оказаться на месте того, кто уже сильно ошибся и теперь получает по заслугам.

Можно долго разглагольствовать о морали, нравственности и прочих высоких материях. Но вряд ли человек вспомнит о них, например, протягивая руку к чужому добру. А вот память быстро нарисует соответствующую картинку, чем ему грозит минутная слабость.

-2

И хотя ум преступников достаточно изворотлив, у большинства из нас есть четкое и стойкое понимание, что такое хорошо и что такое плохо. «Нравственная прививка» несомненно продолжает действовать. И нас останавливает даже не страх наказания, а внутреннее отвращение к подобному поведению. И да, административное и уголовное право также стоит на страже наших моральных принципов.

Католическая инквизиция в свое время тоже усердно «заботилась» о нравственном облике средневекового человека. И не просто так с бухты-барахты выбрала в качестве основного наказания сожжение. Целых шесть веков этот вид казни пылился в закоулках человеческой памяти. И только непреодолимое желание избавить мир от ереси вернуло его к жизни. В этом варианте смерть была зрелищна, мучительна, а главное соответствовала двум важным принципам католичества. Обходилась без пролития крови и через огонь очищала душу от греха.

-3

В некоторых странах, в частности, Испании и Португалии, служители Церкви проявили, как сейчас модно говорить, креативный подход. Превратив казнь в театрализованное представление. Шоу. Обязательными в программе были процессии, богослужение, выступление проповедников, публичное покаяние осужденных, чтение и исполнение приговора. Данное «торжество» получило красивое название – аутодафе и буквально переводилось как «акт веры».

Но вернемся в старую добрую Англию. К одной из ключевых фигур нашей истории. Томасу Кранмеру.

Томас Кранмер
Томас Кранмер

Этот человек оставил о себе достаточно противоречивое мнение. Оценка его деятельности католиками ясна. Для них он личность, принесшая и распространившая ересь в Англии. С их стороны лестных оценок быть просто не может.

А вот протестанты по логике, наоборот, должны возвеличивать его до небес, как основателя их веры. Одного из отцов Реформации. Но не тут-то было. Эта часть верующих обвиняет священника в изворотливости и умении приспосабливаться к меняющимся условиям жизни. Некоторые из них заявляют, что на его решение повлияла не духовная решимость, раскрыть людям глаза, а воля случая.

Непонятно и его поведение в момент восхождения на престол Марии Тюдор. Активно рекомендуя своим друзьям-протестантам срочно покинуть королевство, сам он тем не менее остается. На что он рассчитывал? На поддержку влиятельных лиц? Защиту населения? Или просто не успел собрать вещички? Сейчас на этот вопрос ответить сложно.

-5

А вот действия вернувшихся к власти католиков вполне объяснимы. Для восстановления старой веры было необходимо избавиться от отцов-основателей новой. В цветах и красках продемонстрировав свою силу и решимость в борьбе с ересью. Других вариантов тот исторический момент просто не предполагал.

Как бы там не было, в ноябре 1553 года Томас Кранмер был схвачен и помещен в тюрьму. За три года заключения он пять раз официально отрекался от своей новой веры, снова из протестанта становился католиком и наоборот. Накануне казни он написал два варианта речи. И для католиков, и для протестантов. Перед смертью он все же обратился к протестантам. Призывая их быть стойкими в своем выборе.

-6

21 марта 1556 года лишенный сана священник был сожжен. По одной из версий первой к огню он поднес свою правую руку. Наказывая ее за собственную слабость. Именно этой рукой он подписывал свои многочисленные отречения от веры.

Продолжение истории здесь. Подписывайтесь на канал. Узнали новое, отблагодарите автора – поставьте лайк. Комментируйте и делитесь с друзьями.