В общественном сознании образовалась очередное противопоставление: дирижист Белоусов пришел на смену либералам из правительства Медведева, в том числе Силуанову и Орешкину.
Правительство Медведева было правительством макроэкономической стабильности.
Главной задачей для Медведева - Силуанова был не рост, а баланс:
- превышение доходов над расходами,
- низкая инфляция,
- максимальное снятие нагрузки с госбюджета,
- сушка активности предприятий, потому что эта активность требует денег,
- сокращения участия властей в экономической деятельности и т.п.
В процессе экономически споров накануне 2017 года, кстати, все время вспоминали эту важную идею либералов: сделаем низкой инфляцию, и к нам сразу придут иностранные инвесторы.
Дирижисты были уверены, что не придут, поэтому надо самим.
А я высказывал мысль, что спорить с этим бесполезно, Путин должен убедиться на собственном опыте.
Поэтому сначала будет низкая инфляция, потом зарубежные инвесторы не придут и экономику нам не сделают, только затем начнется новая экономическая политика.
Еще я говорил, что никакой либеральной политики в отношении частников до 2023-2026 года не будет, на это лучше пока не рассчитывать.
И если предлагать Путину варианты для рывка, то без такого акцента.
Как видите, все так и получается.
Сейчас, похоже, время наступило для первого этапа.
Путин понял, что иностранных инвестиций не будет, а ждать больше не считает возможным.
Отсюда майский указ, который поставил противоположную задачу – дать в экономику денег, организовать экономический и технологический рывок силами властей, не дожидаясь и не полагаясь на частников, даже иностранцев.
Но либералы такого не могут, не получается.
Поэтому в новое правительство Мишустина рулить экономикой пришел Белоусов.
Говорят, именно он, Белоусов, был инициатором майского указа президента, курса на вливание бюджетных денег в экономику и нацпроектов.
Ему и доверили действовать.
Силуанов остался министром финансов, для этого ведомства курс на баланс остается уместным.
Максим Орешкин, как либерал и сторонник уменьшения доли государства в экономике, переведен в Администрацию президента, возможно, наблюдать, даже хранить либеральную альтернативу дирижизму Белоусова.
И готовить другой вариант действий на случай чего.
Знаете, что я вам скажу?
У Орешкина очень хорошие карьерные перспективы.
Сейчас нельзя точно сказать, реализует он их или нет, но они есть.
Самое очевидное – помощники президента по экономике всегда уходили наверх.
Возьмите того же Белоусова: министр экономического развития – помощник президента по экономике – первый вице-премьер, ответственный за финансово-экономический блок, новую экономическую политику и нацпроекты.
- Но сейчас победили государственники, политика дирижизма, у Орешкина нет шансов, - скажете вы.
- Есть, и еще какие, - отвечу я.
Во-первых, политика Кремля всегда двойственная, либерально-дирижистская.
Акценты меняются, но Путин не оказывается ни от чего.
Мы ведь не теоретическую дискуссию ведем, практика никогда не бывает настолько чистой, чтобы вещи существовали в виде "идеальных типов".
Во-вторых, акцент на преобладающее государственное вмешательство долго не продержится.
Политическая власть может дать денег в экономику и организовать их правильное освоение-использование компаниями, действующими на рынке.
Но она не может заместить активность самих компаний.
А сама такая активность, особенно если она хочет быть эффективной, может быть только частной.
Путин дал деньги в экономику для того, чтобы:
1) подстегнуть рост экономики платежеспособным спросом;
2) поддержать компании, работающие на внутренний рынок;
3) решить проблемы развития социально-значимых отраслей хозяйства, которые не могут развиваться без госпомощи, особенно в наших условиях, типа здравоохранения.
Эти деньги нужно:
1) правильно освоить - не дать разворовать, не угрохать впустую, получить хороший эффект;
2) удержать в экономике, чтобы они не только продолжили работать, но и вызвали лавину роста – спроса, предложения, производства и потребления.
С 2020 года 1–я задача будет решаться, а 2-я задача - постепенно выходить на первый план.
Нужно ведь не только выполнить нацпроекты.
Нужно добиться национальных целей – экономического и технологического рывка, нового качества человеческого капитала, перехода к постоянному и самовоспроизводимому экономическому росту.
Задача эффективного освоения государственных средств решается дирижистскими методами.
Задача перехода к автоматическому экономическому росту – только либеральными.
Четырехлетие 2020-2023 приведет нас именно к этому.
Почему?
Потому что автоматическое самовозрастание экономики без активности экономических субъектов невозможно.
А постоянная активность компаний возможна только в либеральной среде.
Кремлю понадобиться минимум 4-8 лет для того, чтобы понять это практически, убедиться в этом на собственном опыте.
Теоретические дискуссии будут продолжаться.
Но теориям в Кремле не верят, все нужно увидеть!
Вот ближайшие годы на это и уйдут.
Наконец, Максим Орешкин очень подходит по возрасту.
Андрей Белоусов (1959 год рождения) относится к социальному поколению Путина (годы рождения 1951-1963).
Это поколение лидеров цикла властно-политической реорганизации, оно продолжает править, это старые лидеры.
Но в 2014 году начался цикл реорганизации деятельностной системы страны, период фундаментальных торгово-экономических реформ.
К поколению социальных лидеров этого периода (1978-1990 гг рождения) и принадлежит Максим Орешкин (1982 г рождения), это новые лидеры.
Значение поколения социальных лидеров в том, что его представители:
а) постепенно занимают ведущие социальные позиции;
б) формируют цели социума и реализуют свою концепцию реорганизации системы.
Путин достроил властно-политическую систему страны.
Поколению Орешкина строить новую торгово-экономическую систему.
Кстати, во втором правительстве Медведева представителей поколения новых лидеров было 3 человека (Носков, Козлов, Орешкин).
В правительстве Мишустина их уже 7 человек (Григоренко, Любимова, Фальков, Шадаев, Котяков, Козлов, Решетников).
А Орешкин пошел в помощники Путина, и именно по экономике.