Найти тему
Андрей Бухтояров

Мой бизнес по созданию костюмов и шлемов из фильмов и игр: история предпринимателя

Оглавление

Железный человек стоит особняком в ряду супергероев. Его интеллектом, способностями, умениями, знаниями и силой хотел бы обладать любой его поклонник. А ведь на этом желании можно построить бизнес. Это и сделал наш подписчик. Читаем!

Я решил начать своё дело

Меня зовут Леонид Ким. Я предприниматель, люблю развитие, книги, обучение. Запускал разные проекты и бизнесы.

Сейчас у нас производство шлемов и костюмов киногероев. Ранее были разные проекты от розничной торговли и общепита до маркетинга.

Производством шлемов и костюмов занимаемся почти 3 года, только с перерывами, останавливали проект, когда не было денег, не хватало опыта, знаний. Активно работаем с 20 августа 2018 года.

Первый бизнес

Свой первый бизнес я начал на 4 курсе университета, в 24 года. Начинал осваивать интернет-магазины и запустил продажу игрушек.

Когда заканчивал университет, понял, что на работу не возьмут, т. к. даже на практику не брали в связи с иностранным гражданством. В то время я подрабатывал грузчиком и подумал, что не могу ни на кого более надеяться, поэтому необходим свой бизнес. Ну и в добавок, я прочитал книгу «Богатый папа, бедный папа» Роберта Кийосаки, после которой я твердо решил начинать свой бизнес.

Там я помню уловил одну мысль: нужно постоянно учиться и искать возможности для обучения везде. Ходить хотя бы на мастер-классы, вебинары, которые стоят недорого или вообще бесплатные. Так я начал поглощать информацию из ютуба, вебинаров.

Накопил немного денег и купил 3 урока по бизнесу с Китаем. На полный курс не хватило, но из того, что было, смог развить мысль и додумать как действовать. Ну и там же был чат, нашел в чате поставщика игрушек, он скинул запись платного курса по бизнесу другой школы. Так я начал обучаться. Затем было очень много разных курсов Бизнес Молодости, Лайк Центра, другие мастер-классы, даже был в Сингапуре на 4-х дневном семинаре Тони Роббинса.

-2

С командой CyberCraft.

Ошибки

С игрушками я сразу же допустил ошибку, купил партию от поставщика, а затем уже обучался, как продать это все. Была паника, т. к. эти деньги были на обучение. Поэтому работать приходилось с особым упорством.

Кстати, иногда мне кажется, что сложностей в начале намного меньше и все как-то проще. Конечно, с каждым месяцем все больше узнаешь тонкостей, различных способов, отличаешь самозанятость от бизнеса и т. д. Но глядя назад, кажется, что тогда порой было проще, только потому, что не знал, что существуют подводные камни и сложности.

Первоначальные вложения

Друзьям интересно было, когда решили заняться бизнесом, родственникам непонятно, но никто ничего негативного не говорил, ну и не лез в мои дела. Поддерживали нас амбиции, желание. Но лично меня также всегда и во всем поддерживает жена.

Для начала мы тестировали спрос рынка, запускали рекламу, пытались делать продажи, изучали рынок. Вложения были минимальны, как казалось, может в районе 20-30 тыс. руб. Но это было неверно, т. к. мы тратили свое время, а за это по идее тоже надо платить. На разработки тратили много, закупку и тестирование разного рода материалов, гипотез, как все это выстроить, одновременно работали над маркетингом и продажами. Около полугода, если не более, крутились и не могли создать хороший продукт. Потратили на материалы и маркетинг более полумиллиона, не считая, того, что еще и не платили себе.

Но это в последующем дало важное понимание, что этому можно учиться долго и делать самому, либо собрать хорошую команду и вырасти быстрее в разы.

-3

Мы создаем реалистичные шлемы.

Мастерская

Мастерскую мы первую делали из нашего офиса, где занимались разными стартапами.

После перерыва, и когда уже решили возобновить наше дело с более продуманным (как казалось на тот момент) планом действий и полноценным пониманием, как это должно все быть, арендовали помещение в г. Томск на улице Енисейская (84 кв. м), пока искали, временно работали у наших друзей в цеху по производству мебели, у них на тот момент было свободное помещение.

Сначала пользовались наработками других, искали в интернете бесплатные и платные развертки, модели и т. д. Смотрели разные технологии. Разработками занималось несколько человек.

Пробовали разные модели Железного человека, разными способами. Но в первую очередь пытались делать трансформеров.

Очень много разных технологий испытывали: 3D-печать, резка вспененной резины, термовакуумная формовка и т. д. Очень много подводных камней, разработка оснастки, инструментов, станков, моделей. Мы до сих пор разрабатываем разные технологии, чтобы улучшить качество изделий, срок изготовления и т. д.

Железный человек популярен, плюс имеет разного рода функционал электроники, а также имеет множество разных моделей костюмов. При этом на него больше всего было бесплатных разверток, 3D-моделей и прочей информации.

Что представляет собой костюм

Костюм представляет собой набор доспехов.

  • Сделан из прочного АБС-пластика.
  • Костюм оснащен подсветкой глаз, ладоней, груди и крыльев.
  • На спине расположен блок электроники с батареей.
  • В груди установлен динамик для озвучки выстрелов из репульсоров ладоней и озвучки открытия крыльев, также при включении и отключении питания имеется звуковое сопровождение Джарвиса.
  • В костюме установлено 6 сервоприводов для управления закрылками на спине и управлением забрала шлема.

Этапы работы

В разработке костюма есть такие этапы:

  • 3D-моделирование, проверка размеров, пробная печать или склейка.
  • Далее уже готовится оснастка разными способами — это может быть фрезерование на ЧПУ станках с последующей обработкой и вывода пресс-формы, либо 3D-печать, с последующей отливкой формы и превращение в пресс-форму.
  • Далее, как готова оснастка идет формование листов пластика на пресс-формах.
  • После этого параллельно разрабатываются механика и электроника.
  • Вырезаются линзы для шлема, идет печать электронных плат, сборка и т. д.
  • Также работает швея, которая делает комбинезон и подклад для шлема.
  • Все элементы пластика вырезаются, обрабатываются, склеиваются или спаиваются.
  • После этого костюм идет на покраску. После покраски идет монтаж электроники, установка креплений.
  • Далее идут отладка электроники и проверка костюма.

Предварительные заказы

Делаем все на заказ. Редко бывает, что делаем наперед. Это дополнительные оборотные средства в заморозке, мы стараемся их снижать.

На данный момент всего 5 костюмов Железного человека и 3 трансформера. А вот шлемов уже несколько сотен.

В СНГ заказывают коллекционеры или молодежь, которая любит классные фотки в Инстаграм, любит хайп. Например, в основном заказывают шлем Железного человека. Потому что это ассоциация — гений, миллиардер, плейбой. Ну и видно, как молодежь на дорогих авто снимает сториз в Инстаграм, делает фото и т. д.

Небольшой процент берут в подарок сами коллекционеры или владельцы тематических заведений. В США, Европе чаще — это косплееры, коллекционеры, представители фан-клубов.

Читайте также: Торговля или производство? Какой бизнес легче и выгодней? Правдивый ответ предпринимателя.

Оборудование и материалы

Мы используем разные технологии, все больше зависит от конкретного конечного изделия и требований к нему.

Для работы есть лазерные станки, фрезерные станки с ЧПУ, 3D-принтеры, термовакуумные машины и другое оборудование.

Материалы закупаем в разных регионах России, некоторые компоненты, например, электронику заказываем в Китае. Поставщиков всех находили в Интернете.

Текущая работа

На данный момент у нас широкая ассортиментная матрица шлемов по фильмам звездных войн, Железного человека, хищника и других.

О клиентах

Клиентов находить было не сложно сначала. Запускали агрегаторы, разные площадки. Потом сделали сайт и пустили рекламу. Основная проблема была в разработке и создании продукта. Первым клиентом был заказчик из Казахстана. Так как мы не могли создать продукт, а реклама уже приносила заявки, к нам из Томска обратился мужчина, у которого были трансформеры, которых создает другая компания. Он их купил, но не смог продвигать ивент-направление, попросил взять их под реализацию. Это был win-win. Мы восстановили их, т. к. они требовали ремонта. Посмотрели, как они устроены, нашли слабые стороны, что мы будем улучшать в своих разработках, да еще продали и заработали на этом.

Если говорить именно о нашей продукции, потенциальных клиентов было много, кто ждал выпуск товара. В октябре 2018 года мы выпустили первую партию шлемов и продали их из списка, кто ждал от нас выхода или даже не ждал.

Первым заказчиком костюма Железного человека стал клиент из Швейцарии. В 2017 году, для тестирования мы купили костюм Железного человека, посмотрели, как в нем все устроено, сделали контент и продали его на ebay в Швейцарию, через год, как раз, когда мы открывали полноценную мастерскую, он сделал заказ на нашу новую модель Железного человека.

Сезонность бизнеса

Пока не замечал сезонности для шлемов. Есть пики и всплески выходов фильмов, а в среднем сезонность не выраженная.

Касательно производства костюмов — сейчас небольшая пауза. Основной упор делаем в направлении изготовления шлемов. Однако костюмы Железного человека не бросаем. Но работа над маркетингом, разработками и прочим пока не ведется. Также есть много других разработок, таких как трансформеры.

Есть планы на изготовление реквизита, костюмов из игр.

-4

Сейчас основной упор делаем на изготовление шлемов.

Основные расходы

Личных средств мы потратили почти миллион рублей. В прошлом году привлекли 1 миллион инвестиций и запустили полноценную мастерскую, хотя по финансовой модели необходимо было 3 млн. Было очень трудно, но все же смогли преодолеть трудности, но это повлияло на скорость. В окупаемость мы начали выходить только в апреле этого года. В небольшой плюс начали выходить с мая месяца. Кстати, возможно мы раньше начали выходить в ноль или плюс, но тогда мы не вели отчетность по P&L, только ДДС. А ведь были и средства, которые мы инвестировали в инструмент, разработку и т. д., что и сейчас делаем.

  • Основной расход — это разработка (ФОТ (фонд оплаты труда), материалы, время).
  • Для снижения постоянных затрат у нас много подрядчиков, поэтому здесь это сказывается на рентабельности.
  • Оборудование различное, инструменты, все это мы понемногу приобретаем.
  • Сейчас работа активно идет над маркетингом, туда пойдет большая часть затрат.
-5

Наша продукция — шлемы.

Сколько можно заработать

Если говорить о шлемах, здесь рынок в СНГ не консолидирован, да и в целом в мире. Если как мастер самому и хобби не знаю, можно и 200-300 тыс. зарабатывать, но если более производственный подход и с горизонтом на 3 года, то думаю, что можно продавать не менее, чем на 3-4 млн, с рентабельностью 30-50%. Здесь конечно намного будет проще, почему собственно мы и работаем в этой направлении, больше, чем над костюмами.

Стоимость изделий

Средняя стоимость костюма 120 000 руб, шлема 15 000 руб. Это основная деятельность. Мы сейчас ориентируемся не на прибыльность, а на рост выручки и капитализации. Мы можем поднять рентабельность, поднять чистую прибыль и в целом вытаскивать деньги, но тогда проект не будет расти, а нам нужно наращивать обороты продажи и ассортиментную матрицу.
-6

Работа в мастерской.

О конкуренции в бизнесе

С костюмами я писал, что рынок более консолидирован, поэтому мы пока не пытаемся с ними конкурировать. А вот по шлемам, да есть в России и за рубежом много хороших мастерских. Как раз, наверное, нам удается расти и быть конкурентоспособными благодаря работе в команде, системному подходу, горизонту планирования, поиску новых точек монетизации и реинвестировании прибыли.

Профессиональные планы

Планов много и разных.

  • В первую очередь работа с маркетингом, развитие социальных сетей.
  • Внедрение различного рода аналитики и технологий.
  • Сбор команды разработчиков, отделение от производственников.
  • Выпуск новых моделей.
  • Работа с оффлайн магазинами.
  • Выход на крупные тематические выставки.

Также, более подробные новости о наших проектах можно читать в соцсетях: моем блоге. в группе ВКонтакте, в Инстаграм, на сайте, смотреть на ютуб-канале

Принимаем участие в Гик ярмарке, декабрь 2018 г.

Советы начинающим предпринимателям

Сначала надо понять, что хотите, какой способ монетизации. Затем сделать продажи, если есть клиенты и положительный отклик, затем уже разворачивать производство. Ни в коем случае не пытаться все сделать самому, собрать сильную команду разработчиков, технологов. Привлечь инвестиции.

Первоначальные затраты — маркетинг, продажи + разработка + ФОТ. Максимально держать все на аутсорсе и подряде, снизить долю постоянных издержек. Ни в коем случае не замораживать деньги в товарно-материальных запасах.

Трудности, которые нужно учитывать

  • Климатические особенности. Многие материалы, например, к нам в Сибирь едут в минус 40°С, что приводило к браку, невозможности производства и т. д.
  • Таможенный контроль, подумать над этим, если будет много отправок за рубеж.
  • Найти хороших технологов.
  • Найти правильную технологию. Рентабельную.
  • Команда — многие делают все сами и тратят очень много времени, ошибок, выгорают. Нельзя быстро расти, если у тебя нет профессиональной команды, либо команды, которую ты растишь сам.
  • Инвестиции — можно делать самим и откладывать проект, как мы, потом заново запускать, когда есть деньги, но лучше привлечь инвестиции, отдать часть бизнеса, но расти быстрыми темпами. Ну, и также ответственность перед инвесторами не дает отступить.

Шлемы Имперского Штурмовика.

И напоследок

Любите то, что делаете. Верьте в идею, команду, найдите миссию и транслируйте ее на других. Как можно меньше верьте ютубу, многие не показывают различные факторы (такие как климатические особенности, подбор материалов и т. д.). Учитесь у профессионалов, а не у домашних мастеров. Ну и делайте, как можно больше опытов. И все у вас получится!