Где бы ни появилась художник-иллюстратор Елена Гершуни, она сразу обращает на себя внимание. Таких людей называют «маленькими электростанциями». Она горячий энтузиаст книжной иллюстрации, в ней много энергии и оптимизма. Иллюстраторами, да и вообще художниками, нельзя стать случайно. Потому что помимо способностей, твердой руки и фантазии эта профессия требует от человека трудолюбия, настойчивости и умения держать удар. По статистике Лондонского университета искусств (UAL), в Западной Европе из 1000 студентов, которые решили стать художниками, только пятнадцать сохраняют этот импульс после 30 лет. Остальные разочаровываются и ищут себя в других областях. Думается, в нашей стране этот разрыв еще больше. Поэтому каждый художник – это подарок миру.
В творческом портфеле Елены Гершуни, несмотря на ее молодость, уже много отличных работ. Проиллюстрированные ею книги обладают особым положительным зарядом, надеждой на лучшее, весельем и радостью. В нашем издательстве эта художница талантливо иллюстрировала сказку Ольги Вербицкой «Крошка-мороз». О том, как маленький внучок деда Мороза не верил в детей и решил под Новый год самостоятельно проверить, бывают ли они на самом деле. Тандем у автора и художника получился настолько удачным, что эту книгу мы будем представлять на Международной книжной выставке в Болонье. Сегодня мы предлагаем вниманию наших дорогих читателей интервью с Еленой Гершуни.
Откуда вы родом? Расскажите немного о семье и о том, где живете сейчас?
Я родилась и выросла в Феодосии. Это красивый город у моря в Крыму, насыщенный праздниками, фестивалями, художественными выставками. Я думаю, детство в Феодосии повлияло на мой выбор профессии. Сейчас я живу в Подмосковье и очень люблю Москву. Для меня этот город – центр культурных событий, здесь есть все необходимое для развития художника – множество театров, музеев, интересных публичных лекций.
Кто в вашей семье поощрял ваши занятия живописью?
Поощряли все! В нашей семье творческая атмосфера была естественным, обыденным делом. Мы все поддерживали, хвалили друг друга, что-то затевали вместе. Мама играла на фортепиано, тоже умела рисовать, дедушка устраивал домашние кукольные спектакли, рисовал, занимался съемками домашних фильмов. Он учился у Н. С. Барсамова (ученика И. К. Айвазовского). Бабушка у нас вообще «ходячий театр». Папа всегда затевал интересные игры, походы в лес... В доме часто царило настроение праздника.
Я помню, как придумала свою первую книжку. Папа подарил мне красный блокнот без линеек внутри, с твердым переплетом. Я сразу решила, что он должен стать нарисованной книжкой. И нарисовала историю в картинках про песика, который мечтал пойти в школу и искал косточку вместо портфеля. Я даже помню, как он выглядел. Мне было тогда пять лет.
Учились ли вы в художественной школе? Если да, что вы вынесли оттуда? Рисование было для вас в детстве рутиной или праздником? Ведь иногда родители заставляют детей учиться музыке или рисованию.
Я занималась в художественной школе им. И. К. Айвазовского, которая известна серьезной подготовкой учеников и крепкими традициями. Мы часто посещали галерею Айвазовского, рисовали на пленэрах. Я отмечу особенно двух учителей – В. А. Халтурина и И. М. Костромину. Они умели создавать рабочую и одновременно дружескую атмосферу, очень любили детей. Сами они были мастерами своего дела и терпеливо передавали знания ученикам. Я благодарна им за то, что они верили в меня и всегда задавали планку выше обычного. Несколько выставок у меня состоялось еще во время учебы в художественной школе, про меня писали в газетах. Помимо школы я всегда много рисовала дома, и это, конечно, тоже поощряли мои родители. Они всегда говорили, что я – художник, и это вселяло веру в себя. Когда мне было девять лет, я занималась еще игрой на фортепиано, но мама разрешила мне сделать выбор между музыкой и рисованием, и я выбрала рисование. За это я всю жизнь маму благодарю.
Где вы учились по окончании школы? И что вам дало обучение? Насколько учеба была полезной в вашей будущей работе, ведь технологии рисования постоянно меняются.
После художественной школы я пошла в студию при той же школе, еще два года занималась в ней. А после окончания общеобразовательной школы сразу поступила в Академию дизайна и искусств в Харькове (бывший ХХПИ) на факультет графического дизайна. Мне сейчас очень помогают полученные навыки, я иногда работаю как графический дизайнер. По поводу технологий и новых знаний: иллюстратор просто обязан «прокачивать» мастерство и учиться новому. Поэтому я и сейчас посещаю много лекций и учусь самостоятельно. Интернет открывает для этого широкие возможности.
Расскажите, как вы выполняли свою первую работу в детской иллюстрации? Насколько вы были уверены в своих силах тогда и сейчас?
Если честно, моя первая иллюстрированная книга очень нравится мне и сейчас. Это была сказка «Колобок», выполненная акварелью. Я помню ощущение ответственности и некоторого страха на новом поприще, и в то же время огромную свободу и уверенность, что я смогу показать свое видение этой простой, мудрой истории. Всех ее персонажей, лесных жителей, я создавала по прототипам живых людей, которые меня окружали. Этим принципом я часто пользуюсь в работе над героями книг.
По какому принципу вы выбираете материал для работы?
Принципов существует всего два: то, что предлагают мне, и то, что предлагаю я. Пока первый принцип работает стабильней, но я мечтаю и уже сейчас планирую создавать полностью свои книги. В работе у меня несколько таких проектов, думаю, скоро смогу о них рассказать подробнее. Приятно, когда издательства идут навстречу и заинтересованы в идеях художников.
Что вам ближе – классическая литература или современная?
Классическая, наверное, ближе. Любимый писатель – А. П. Чехов. А из современных я люблю Л. Улицкую, Дину Рубину, П. Санаева, Эрленда Лу (норвежский писатель). Хороших книг много.
В ваших иллюстрациях много движения и юмора. Наверняка у вас есть какие-то близкие темы. Какие?
Я рисую для детей – это и есть моя тема! Люблю оживотворять мир и считаю, что у каждого предмета и существа есть душа. Не люблю непонятные, надуманные вещи, которые уводят от правды. Мне нравится наблюдать за тем, что находится вокруг нас. Возможно, поэтому я люблю таких режиссеров, как Н. Михалков, В. Тодоровский, Ю. Б. Норштейн. Они всегда обращают внимание на самые простые вещи, из которых в принципе и складывается жизнь…
Что вас вдохновляет?
Многое! И часто вдохновение приходит неожиданно. Это может быть выпавший снег, капля росы, море, интересный прохожий, кадр фильма, красивая вещица, книга, закат, ребенок или даже я сама… Вообще я считаю, что вдохновение у художников – это особый орган, который постоянно функционирует, и часто «аппетит приходит во время еды». То есть садишься рисовать и ловишь нужное настроение.
Расскажите о вашей работе над книжкой «Крошка-мороз». Она очень нежная получилась, свежая, легкая. Нам кажется, что у вас с писательницей Ольгой Вербицкой вышел прекрасный тандем.
Да, вы правы, я тоже так думаю. Книжку я рисовала очень легко. Мы были незнакомы с автором и во время иллюстрирования общались совсем чуть-чуть и только через редактора. Мне просто раза три передали ее пожелания, и все... Но результат оказался очень приятным, прежде всего по отзывам читателей. Я получаю большое количество писем от мам, в социальных сетях выходит множество постов, проходят презентации, встречи с читателями. Совсем недавно я проводила мастер-класс в Московском Доме Книги. Я вижу, что сюжет, придуманный Ольгой Вербицкой, коснулся множества сердец, и персонаж Морозик уже многим полюбился. Могу еще сказать, что мы с Ольгой планируем продолжение этой истории.
Каким вы видите будущее детской литературы? Может быть, произойдет какое-то соединение книги с новыми технологиями, например, интерактивными играми, квестами, анимацией? Или все-таки книга останется книгой?
Мое мнение – книгу не заменить ничем, так же как акварель, как простой карандаш, как белый лист бумаги. Технологии, конечно, развиваются, и, возможно, появятся какие-то новые направления, но они будут отдельными, самостоятельными видами искусства, как мультипликация. Я считаю, что в доме, где растут дети, помимо книжных полок для взрослых обязательно должен стоять отдельный шкаф для детских книг. Так было у нас в семье.
Как вы думаете, в чем секрет удачной детской книги?
Хотелось бы, чтобы в каждой книге, в тексте и в рисунках, было что-то неповторимое, то, что открывает новый мир. Эту задачу должны решать в равной степени и писатель, и художник. Я думаю, что самое важное – с каким сердцем ты делаешь свое дело. Себя не обманешь и не спрячешь – все, что ты показываешь в словах или в нарисованных образах, – это все твоя внутренность. Это ты сам. И в этом большая ответственность.
Посмотреть книгу "Секрет Крошки Мороза" с иллюстрациями Елены Гершуни можно ЗДЕСЬ