Найти тему

Художник-иллюстратор Елена Гершуни: «Самое важное – с каким сердцем ты делаешь свое дело»

Елена Гершуни - художник, иллюстратор детских книг
Елена Гершуни - художник, иллюстратор детских книг

Где бы ни появилась художник-иллюстратор Елена Гершуни, она сразу обращает на себя внимание. Таких людей называют «маленькими электростанциями». Она горячий энтузиаст книжной иллюстрации, в ней много энергии и оптимизма. Иллюстраторами, да и вообще художниками, нельзя стать случайно. Потому что помимо способностей, твердой руки и фантазии эта профессия требует от человека трудолюбия, настойчивости и умения держать удар. По статистике Лондонского университета искусств (UAL), в Западной Европе из 1000 студентов, которые решили стать художниками, только пятнадцать сохраняют этот импульс после 30 лет. Остальные разочаровываются и ищут себя в других областях. Думается, в нашей стране этот разрыв еще больше. Поэтому каждый художник – это подарок миру.

В творческом портфеле Елены Гершуни, несмотря на ее молодость, уже много отличных работ. Проиллюстрированные ею книги обладают особым положительным зарядом, надеждой на лучшее, весельем и радостью. В нашем издательстве эта художница талантливо иллюстрировала сказку Ольги Вербицкой «Крошка-мороз». О том, как маленький внучок деда Мороза не верил в детей и решил под Новый год самостоятельно проверить, бывают ли они на самом деле. Тандем у автора и художника получился настолько удачным, что эту книгу мы будем представлять на Международной книжной выставке в Болонье. Сегодня мы предлагаем вниманию наших дорогих читателей интервью с Еленой Гершуни.

Илл.  Елены Гершуни. Серия "Весёлые книжки для малыша и малышки"
Илл. Елены Гершуни. Серия "Весёлые книжки для малыша и малышки"

Откуда вы родом? Расскажите немного о семье и о том, где живете сейчас?

Я родилась и выросла в Феодосии. Это красивый город у моря в Крыму, насыщенный праздниками, фестивалями, художественными выставками. Я думаю, детство в Феодосии повлияло на мой выбор профессии. Сейчас я живу в Подмосковье и очень люблю Москву. Для меня этот город – центр культурных событий, здесь есть все необходимое для развития художника – множество театров, музеев, интересных публичных лекций.

 Художник Елена Гершуни
Художник Елена Гершуни

Кто в вашей семье поощрял ваши занятия живописью?

Поощряли все! В нашей семье творческая атмосфера была естественным, обыденным делом. Мы все поддерживали, хвалили друг друга, что-то затевали вместе. Мама играла на фортепиано, тоже умела рисовать, дедушка устраивал домашние кукольные спектакли, рисовал, занимался съемками домашних фильмов. Он учился у Н. С. Барсамова (ученика И. К. Айвазовского). Бабушка у нас вообще «ходячий театр». Папа всегда затевал интересные игры, походы в лес... В доме часто царило настроение праздника.

Я помню, как придумала свою первую книжку. Папа подарил мне красный блокнот без линеек внутри, с твердым переплетом. Я сразу решила, что он должен стать нарисованной книжкой. И нарисовала историю в картинках про песика, который мечтал пойти в школу и искал косточку вместо портфеля. Я даже помню, как он выглядел. Мне было тогда пять лет.

Учились ли вы в художественной школе? Если да, что вы вынесли оттуда? Рисование было для вас в детстве рутиной или праздником? Ведь иногда родители заставляют детей учиться музыке или рисованию.

Я занималась в художественной школе им. И. К. Айвазовского, которая известна серьезной подготовкой учеников и крепкими традициями. Мы часто посещали галерею Айвазовского, рисовали на пленэрах. Я отмечу особенно двух учителей – В. А. Халтурина и И. М. Костромину. Они умели создавать рабочую и одновременно дружескую атмосферу, очень любили детей. Сами они были мастерами своего дела и терпеливо передавали знания ученикам. Я благодарна им за то, что они верили в меня и всегда задавали планку выше обычного. Несколько выставок у меня состоялось еще во время учебы в художественной школе, про меня писали в газетах. Помимо школы я всегда много рисовала дома, и это, конечно, тоже поощряли мои родители. Они всегда говорили, что я – художник, и это вселяло веру в себя. Когда мне было девять лет, я занималась еще игрой на фортепиано, но мама разрешила мне сделать выбор между музыкой и рисованием, и я выбрала рисование. За это я всю жизнь маму благодарю.

 Художник Елена Гершуни
Художник Елена Гершуни

Где вы учились по окончании школы? И что вам дало обучение? Насколько учеба была полезной в вашей будущей работе, ведь технологии рисования постоянно меняются.

После художественной школы я пошла в студию при той же школе, еще два года занималась в ней. А после окончания общеобразовательной школы сразу поступила в Академию дизайна и искусств в Харькове (бывший ХХПИ) на факультет графического дизайна. Мне сейчас очень помогают полученные навыки, я иногда работаю как графический дизайнер. По поводу технологий и новых знаний: иллюстратор просто обязан «прокачивать» мастерство и учиться новому. Поэтому я и сейчас посещаю много лекций и учусь самостоятельно. Интернет открывает для этого широкие возможности.

 Художник Елена Гершуни
Художник Елена Гершуни

Расскажите, как вы выполняли свою первую работу в детской иллюстрации? Насколько вы были уверены в своих силах тогда и сейчас?

Если честно, моя первая иллюстрированная книга очень нравится мне и сейчас. Это была сказка «Колобок», выполненная акварелью. Я помню ощущение ответственности и некоторого страха на новом поприще, и в то же время огромную свободу и уверенность, что я смогу показать свое видение этой простой, мудрой истории. Всех ее персонажей, лесных жителей, я создавала по прототипам живых людей, которые меня окружали. Этим принципом я часто пользуюсь в работе над героями книг.

Художник Елена Гершуни
Художник Елена Гершуни

По какому принципу вы выбираете материал для работы?

Принципов существует всего два: то, что предлагают мне, и то, что предлагаю я. Пока первый принцип работает стабильней, но я мечтаю и уже сейчас планирую создавать полностью свои книги. В работе у меня несколько таких проектов, думаю, скоро смогу о них рассказать подробнее. Приятно, когда издательства идут навстречу и заинтересованы в идеях художников.

Илл. Елены Гершуни к сказке Ольги Вербицкой "Секрет Крошки Мороза"
Илл. Елены Гершуни к сказке Ольги Вербицкой "Секрет Крошки Мороза"

Что вам ближе – классическая литература или современная?

Классическая, наверное, ближе. Любимый писатель – А. П. Чехов. А из современных я люблю Л. Улицкую, Дину Рубину, П. Санаева, Эрленда Лу (норвежский писатель). Хороших книг много.

В ваших иллюстрациях много движения и юмора. Наверняка у вас есть какие-то близкие темы. Какие?

Я рисую для детей – это и есть моя тема! Люблю оживотворять мир и считаю, что у каждого предмета и существа есть душа. Не люблю непонятные, надуманные вещи, которые уводят от правды. Мне нравится наблюдать за тем, что находится вокруг нас. Возможно, поэтому я люблю таких режиссеров, как Н. Михалков, В. Тодоровский, Ю. Б. Норштейн. Они всегда обращают внимание на самые простые вещи, из которых в принципе и складывается жизнь…

Что вас вдохновляет?

Многое! И часто вдохновение приходит неожиданно. Это может быть выпавший снег, капля росы, море, интересный прохожий, кадр фильма, красивая вещица, книга, закат, ребенок или даже я сама… Вообще я считаю, что вдохновение у художников – это особый орган, который постоянно функционирует, и часто «аппетит приходит во время еды». То есть садишься рисовать и ловишь нужное настроение.

Расскажите о вашей работе над книжкой «Крошка-мороз». Она очень нежная получилась, свежая, легкая. Нам кажется, что у вас с писательницей Ольгой Вербицкой вышел прекрасный тандем.

Да, вы правы, я тоже так думаю. Книжку я рисовала очень легко. Мы были незнакомы с автором и во время иллюстрирования общались совсем чуть-чуть и только через редактора. Мне просто раза три передали ее пожелания, и все... Но результат оказался очень приятным, прежде всего по отзывам читателей. Я получаю большое количество писем от мам, в социальных сетях выходит множество постов, проходят презентации, встречи с читателями. Совсем недавно я проводила мастер-класс в Московском Доме Книги. Я вижу, что сюжет, придуманный Ольгой Вербицкой, коснулся множества сердец, и персонаж Морозик уже многим полюбился. Могу еще сказать, что мы с Ольгой планируем продолжение этой истории.

Художник Елена Гершуни представляет книгу "Секрет Крошки Мороза"
Художник Елена Гершуни представляет книгу "Секрет Крошки Мороза"

Каким вы видите будущее детской литературы? Может быть, произойдет какое-то соединение книги с новыми технологиями, например, интерактивными играми, квестами, анимацией? Или все-таки книга останется книгой?

Мое мнение – книгу не заменить ничем, так же как акварель, как простой карандаш, как белый лист бумаги. Технологии, конечно, развиваются, и, возможно, появятся какие-то новые направления, но они будут отдельными, самостоятельными видами искусства, как мультипликация. Я считаю, что в доме, где растут дети, помимо книжных полок для взрослых обязательно должен стоять отдельный шкаф для детских книг. Так было у нас в семье.

Как вы думаете, в чем секрет удачной детской книги?

Хотелось бы, чтобы в каждой книге, в тексте и в рисунках, было что-то неповторимое, то, что открывает новый мир. Эту задачу должны решать в равной степени и писатель, и художник. Я думаю, что самое важное – с каким сердцем ты делаешь свое дело. Себя не обманешь и не спрячешь – все, что ты показываешь в словах или в нарисованных образах, – это все твоя внутренность. Это ты сам. И в этом большая ответственность.

Посмотреть книгу "Секрет Крошки Мороза" с иллюстрациями Елены Гершуни можно ЗДЕСЬ