Российский С-70 "Охотник" выглядит многообещающе и похож на американские самолеты-невидимки. Тем не менее, необходимы уточнения, чтобы убедиться, что С-70 на самом деле так же скрытен, как и должен быть.
7 августа 2019 года Министерство обороны России выпустило видео, показывая первый полет, прототипа стелс-беспилотника под названием "Сухой" С-70 "Охотник". Беспилотник, построенный по схеме летающее крыло, кружил минут двадцать на высоте около 600 метров над Чкаловским Государственным летно-испытательным центром в Астраханской области, перед тем как совершить посадку.
"Охотник"
Что же такое, этот ”охотник“? - Большой беспилотный боевой летательный аппарат типа летающее крыло, или ”ударно-разведывательный беспилотный комплекс". Другими словами, малозаметный беспилотник, который может совершать атаки, а также выполнять роль наблюдения и радиоэлектронной борьбы.
В то время как разработка охотника началась в 2011 году, комплекс впервые появился на публике 23 января на фотографиях в социальных сетях, буксируемый трактором в Новосибирске.
Затем 14 мая охотник был сфотографирован на объекте имени Чкалова во время визита президента Владимира Путина. Хотя Путин тогда в первую очередь говорил о возможностях истребителя-невидимки Су-57, который выходил на более масштабное производство, он также намекнул на возможности беспилотника-невидимки.
Спутниковые фотографии показали, что беспилотник, по сравнению с соседними припаркованными реактивными самолетами Су-27, довольно большой с крыльями примерно 19-метровой ширины. По информации некоторых источников, он весит порядка 20 тонн, а его максимальная скорость находится в верхнем дозвуковом диапазоне. Вместительный фюзеляж беспилотника имеет два внутренних отсека вместимостью более двух тонн оружия или специализированного оборудования, и предположительно достаточно топлива, чтобы беспилотник имел дальность, превышающую 6000 км. Сообщается, что БПЛА использует композитные материалы, покрытые радиопоглощающими составами, чтобы свести к минимуму его радиолокационное сечение.
Конфигурация летающего крыла и встроенный двигатель российского БПЛА имеют более чем незначительное сходство с беспилотным летательным аппаратом RQ-170 stealth ВВС США , существование которого стало публично признано только после того, как один был захвачен Ираном с помощью средств РЭБ, а затем широко изучен Россией.
Схема безхвостого летающего крыла, как правило, аэродинамически неустойчива, и стала по-настоящему возможна с развитием компьютеризированных систем управления, автоматически компенсирующую эту нестабильность. Таким образом, этот первый полет был, в первую очередь, чтобы проверить летную годность беспилотника и его систем управления полетом. Ранее сообщалось, что “охотник” провел тесты с помощью других носителей, а также короткий "подскок", в котором он летел в течение нескольких коротких секунд, прежде чем снова опуститься на свои три шасси.
2 августа на испытаниях,"Охотник" совершил первый полностью автономный полет. С-70 может летать автономно по оперативной обстановке- это означает, вместо того, чтобы быть под прямыми дистанционным управлением оператора, он будет использовать бортовой ИИ, чтобы динамично реагировать на меняющиеся условия и выполнить запрограммированные задачи. Таким образом, охотнику не придется поддерживать помехозащищенную связь с пилотом-человеком, находящегося на больших расстояниях.
Тем не менее, представляется, что автономная система может представлять еще большую техническую проблему, чем проектирование стелс планера самолета.
Стелс дроны
Возможно, не совсем случайно, что первый полет "Охотника" 2 августа 2019 года состоялся в тот же день, когда ознаменовалась окончательная гибель Договора РСМД .
В то время как администрация Трампа сослалась на нарушение Россией договора, которая, якобы, установила крылатые ракеты, подпадающие под действия договора, на “Искандер”, Москва пожаловалась в ответ, что многие беспилотники дальнего радиуса действия Пентагона должны считаться "крылатыми ракетами" и, следовательно, должны быть запрещены по РСМД тоже.
То, что Москва не хранила проект в большей секретности, может означать, что она хочет, дать сигнал как отечественным, так и иностранным наблюдателям, что "Охотник" к скрытым операциям, которых она опасается со стороны Соединенных Штатов.
Впрочем, переоценивать невидимость "охотника" переоценивать тоже не стоит. Впускное и выпускное сопла, установленного двигателя, аналогично тому, что на истребителе Су-57. Невидимость- явно не оптимизирована для радиолокационной или даже тепловой скрытности. Это означает, что "Охотник-Б" будет особенно уязвим для обнаружения при сканировании с тыльной стороны.
Хотя эта проблема также очевидна в истребителе-невидимке Су-57, это более серьезная проблема для беспилотного летательного аппарата, предназначенного для проникновения в воздушное пространство противника (поскольку он будет пролетать мимо вражеских радаров и патрульных самолетов и, таким образом, сканироваться сбоку и сзади), а затем для истребителя, предназначенного для ударов.
Двухтонная полезная нагрузка "охотника" тоже не особо велика. Небольшая полезная нагрузка предполагает, что ему придется нести либо ядерные, либо высокоточные управляемые ракеты. Эта концепция будет фактически похожа на первый самолет-невидимку ВВС США, F-117 Nighthawk, которая была рассчитана всего на две 2000-килограммовые бомбы с лазерным наведением для поражения небольшого количества целей с высокой степенью точности.
Джозеф Тревитик и Макл Кофман центра военно-морского анализа полагают, что С-70 может быть призван быть ведомым, пилотируемого истребителя (такого как Су-57), чтобы выполнять опасные задачи и использовать датчики БПЛА, в то время как пилотируемый самолет остается в безопасности. Действительно, некоторые признаки намекают на то, что "Охотник" может быть предназначен для сопряжения с истребителями-невидимками Су-57.
Хотя первоначально подчеркивалась ударная роль охотника, российские СМИ совсем недавно писали, что у него есть платформа для наблюдения и радиоэлектронной борьбы. В последнем случае он мог бы проникать в воздушное пространство противника и глушить радиолокационные и коммуникационные сигналы противника, открывая “брешь” для ракет или пилотируемых самолетов.
Эффективность работы "охотника" для миссий глубокого проникновения будет зависеть от того, попытаются ли российские инженеры усовершенствовать планер с более доработанной конфигурацией двигателя. Но даже с помощью всего лишь малозаметности С-70 мог бы дать России полезный инструмент для использования в длительных разведывательных и ударных операциях, которых, как сообщается, не хватало российским военным в своей экспедиционной воздушной кампании по бомбардировке сирийских повстанцев.