Как то мне в одном рекламном издании попалась на глаза рубрика: старые фото. К чему это там было - вопрос неразрешимый, ведь с ассортиментом товара это никак не было связано. Там было два фото - начала 20 века. Публика катается на лодках на пруду какого-то парка и железнодорожная станция - пассажиры ждут поезда. Я подумал - а неплохо бы начать собирать такие фото и приклеивать их куда-нибудь, ну вот хотя бы на стену в коридоре... Одно дело они где-то журнале, газете или Яндекс Фото, другое - дома, что называется "живьем". Совсем иной ракурс. И ощущения другие.
Это как фотографии родственников, которые раньше было модно размещать на стене, в рамках, над комодом или столом. Смотрят из дали времени, из какого-нибудь 1912 года и становится так смутно и одновременно хорошо на душе - ведь жизнь бесконечна, она просто как поезд иногда ныряет в тоннель и выходит из него и снова свет в окна... Родственники, предки - это энергетика, недаром называли детей именами бабушек и дедушек - во всяком случае так было принято до недавнего времени.
Но, как показал мой личный опыт впоследствии, родственники это одно, чужие люди - совсем другое.
Я вырезал фотографии из газет, брал из интернета, распечатывал и вырезал. Сначала я решил все-таки набрать побольше, чтобы было из чего выбирать - выглядят они на экране или в газете явно совсем иначе, чем в бумажном варианте, в руке. И вот когда набралось достаточное количество, я попробовал разобрать.
Вот улица провинциального города, вот девушки в длинных платьях идут на лыжах, а вот деревня, извилистая колея грунтовой дороги и телега у кабака с задумчивой лошадью. И еще много много чего...
И тут мне попалась фото почтальона: серьезный дядька мрачно смотрит прямо в объектив. Хорошее фото, хорошего качества. Крупный план. Но... когда человек вот там прямо, с неповторимым каким-то выражением смотрит прямо в объектив, становится не по себе, как будто он видит именно тебя. И чем дольше ты смотришь на это фото, в глаза давно умершему, тем это ощущение становится все более явным... Такие мысли пришли мне во голову, когда я созерцал фото почтальона на предмет пригодности для украшения стены.
Что интересно, как я уже говорил, изображение обладает совсем другим, так сказать, психологическим статусом, если оно не находится по соседству с текстом или другими фото.
Я начал разбирать остальные фото и понял окончательно, что портреты, а именно фотопортреты давно умерших людей, (в отличие, кстати, от портретной живописи) обладают таким странным свойством "контакта" с живыми. И чем больший срок отделяет время их жизни от нашего времени, тем воздействие сильнее, тем сильнее отражение.
Конечно, может отвлекать антураж, исторический контекст, капризы моды, симпатичность женского пола и так далее... Но это все временный эффект, временный...
Как известно, наша психика охватывает весь воспринимаемый мир полностью. Таким образом все объекты, живые и неживые, отражаются в ней, как зеркале, и именно эти отражения мы называем окружающим миром. В те мгновенья, когда происходит контакт с объектом, который, как мы знаем, уже давно не существует, но как бы существует условно, по договоренности, - происходит как бы сбой настроек адекватного восприятия. Ну а дальше происходит то, что вообще не возможно описать, а можно только почувствовать...
Человек который что-то делает и занят этим, не смотрит в камеру или смотрит вскользь, или план слишком мелкий, не позволяющий поймать выражение взгляда - не обладает такой странной силой, но тот, который неподвижно смотрит в объектив, опосредовано, в силу условности, доносит какие-то свои мысли, душу...
Впрочем, нет, конечно, наши собственные мысли отражаются во взгляде человека. Но эти мысли неожиданны, и ощущения странны, потому что их тянет сквозняком из коллективного бессознательного опять же условное существование несуществующего объекта, человека. Или скажем так: возникает противоречие между тем, что есть и тем, чего нет, а противоречия это всегда - вызов будничному восприятию и борьба с ним. Вот как то так.
Почтальона не могу здесь предъявить, поскольку весь материал выбросил, отказавшись от моей затеи.
Впрочем, может, все это опять же фантазии... Но попробуйте повторить этот опыт. Может быть что-то поймете, больше чем я... Попробуйте прикрепить несколько старых портретных фото где-нибудь на стене (не ВКонтакте, конечно))...