Для скептиков сразу уточню: обе эти истории не выдуманы мною, но целиком взяты из рассказов реальных людей, работавших в охране 1-х лиц Российского государства. Только один из них на момент рассказа/интервью был глубоко пенсионного возраста, а другой – милым юнцом.
Имена их, разумеется, я раскрывать не буду. Все же люди такими секретными сведениями поделились…
1. Пост № 1 в конце 1940-х гг.
Один мой дальний родственник, живший после Великой Отечественной в маленьком сибирском селе, пошел в армию. И несмотря на сельское свое место жительства, попал он служить в Московский Кремль.
Попал он туда без блата – просто парень был высоченный, крепкий, красивый. Туда как раз таких и брали. Чтобы был и сильный, и рослый, и не стыдно было с таком лицом на Посту № 1 стоять – перед нашими да перед иностранцами.
От чего охраняли? От самого разного. Например, оказывается, многие граждане из очереди к Мавзолею бросали в Ленина что-то. Поэтому работа охранника была серьезной. На входе в Мавзолей четко всех проверяли.
Караул мой родственник нес не только у Мавзолея, но и на всех остальных постах в Кремле. В том числе там, где проходили ведущие политики, даже сам глава СССР.
В то время не было видеокамер и прочих хитроумных средств фиксации. Во многом полагались на память охранников. Вот с этим и была связана одна из историй моего рассказчика о его службе в Кремле.
Стоял он как-то на посту, где в Кремль проходили разные деловые лица – российские граждане и иностранцы. Не просто там туристы какие, а именно официальные лица. Послы там, руководители государств, включая Россию, и др. И каждый стоявший на посту получал строгое задание: запоминать всех, кто входил в Кремль и выходил оттуда.
И однажды получилось так, что в какой-то день вошедших в Кремль было зафиксировано одно число, а вышедших оттуда… на 1 человека меньше.
Вы понимаете, что это могло значить при том, что в Кремле у нас сосредоточено все Правительство..?
Разумеется, начали расследование. В том числе всех ребят, которые несли службу на том посту, вызвали в «куда следует» на допрос. Моего родственника пригласили туда же.
Но вы можете представить, какое большое число людей снует туда-сюда через подобные посты? Как минимум, несколько десятков человек в день. И вот нашего героя попросили вспомнить всех, кто входил и выходил в сутки его дежурства.
Ну, многих он вспомнил. А одного – ну, никак не может. Час вспоминает, два… А дело серьезное.
Перепроводили его из кабинета для допроса в комнату без окон, размером в несколько шагов. Дали ему в руки бумагу, карандаш: мол, не отвлекайся на суетный мир, пиши всех, кого вспомнишь.
Но попробуй вспомнить, да еще в такой стрессовой ситуации!
Через несколько дней наш товарищ, даром что был крепким сибирским парнем с устойчивой психикой, а начал слегка, как сейчас говорят психологи, фрустрировать. Короче, стал биться головой о стены. И тут-то понял, почему в его конурке стены были оклеены мягкой тканью…
В общем, он так и не вспомнил этого 1 человека. Уж как там потом этого таинственного посетителя Кремля вычислили – неизвестно, все же информация закрытая. А родственника моего после этого с той службы списали. Нет, его не арестовали и вообще никаких санкций к нему не применили. Но служить в Кремле уже его дальше не пустили.
Зато он потом закончил московский вуз и работал в замечательном конструкторском бюро, даже патенты получал, в том числе связанные с разной космической техникой…
2. Охрана Президента РФ сейчас
А этот наш современник, также будучи парнем сильным, статным и красивым, служил какое-то время в охране В. В. Путина.
В наши дни охрана 1-го лица государства – дело весьма сложное. Где ни проходит Президент РФ – везде должны стоять защищающие его люди.
И вот наш товарищ нес службу конкретно на поле аэродрома. Когда Президент РФ прилетает на своем самолете в какой-то российский город или за границу, он спускается по трапу и следует далее. И везде его надо охранять.
Вы замечали в телерепортажах, что вокруг крупного политика, идущего по полю аэродрома, обязательно стоит заграждение в виде бравых таких парней? Вот мой знакомый там и стоял.
Конкретных историй, связанных с этим, он не рассказывал: все же дело происходит в наши дни, а не в давние 1940-е гг., так что подробные секреты раскрывать пока рано. Но все же он поделился, что среди людей, работающих «живыми заграждениями», есть люди самые разные, в том числе из самых разных российских городов, и ситуации с ними могут происходить тоже многообразные.
Все эти ситуации начальники охраны стараются предусматривать и учитывать. Например, есть правило, что, если стоящий в такой охране человек вдруг упадет в обморок, остальные стоящие рядом должны сразу же молча сомкнуть строй.
Пусть упавший валяется там позади, за их спинами, главное – чтобы строй охраны не прерывался. Что, в общем, понять можно: все они тут 1-е лицо государства охраняют.
Но вот что было трудно понять лично мне: почему сильные, здоровые, крепкие молодцы вдруг могут упасть в обморок? Оказывается, такие случаи бывали – вот их даже предусмотрели и правилом на сей счет всех служак снабдили.
На самом деле стоящий в таком «живом заграждении» служащий находится в сильном внутреннем напряжении. Во-первых, в 2 шагах от него проходит сам Президент, что уже само по себе волнительно, во-вторых, он понимает, что служит тут именно «живой преградой», и в него, между нами говоря, в любой момент могут, например, выcтpeлuть.
Так что, как там поется в современном варианте известной песни, «наша служба и опасна, и трудна, и на первый взгляд, как будто не видна… на второй, вообще-то, тоже не видна и на третий – тоже…».
П. с. Также читайте пост о том, как в Великую Отечественную реальный Пост № 1 переехал в Сибирь, а у стен Московского Кремля чеканил шаг караул поддельный – пока Ленина в Сибирь возили.