Найти тему
Procrastifashion

Марина Абрамович 11 эпизодов об одежде, костюме и моде

Уже достаточно долго ведутся дискуссии на тему отношений моды и искусства. Является ли мода искусством? Можно ли назвать фэшн-шоу перформансом? и т.д. Поиск ответов на эти вопросы мы пока оставим исследователям моды. Я же хочу рассмотреть отношение к моде и костюму Марины Абрамович, знаковой фигуры для современного искусства, "бабушки перформанса" и просто духовной громады. Каждая деталь её биографии нашла отражение в её творчестве и через перформанс оказала влияние на тысячи других людей. Мне было интересно посмотреть, как Марина Абрамович использовала костюм в своём творчестве и как относилась к моде, повлияло ли что-либо из её одежды на её личность. Ведь большую часть жизни мы проводим под слоем одежды, который может по-своему корректировать наши движения и самоощущение, хотя мы можем об этом даже не задумываться.

Перформанс "Биография. Ремикс" , 2005, Франция
Перформанс "Биография. Ремикс" , 2005, Франция

Знание об отношении Марины к одежде и моде я выуживала по кусочкам из её мемуаров "Пройти сквозь стены". Они содержат всего 300 страниц и воспоминания Абрамович с детства (послевоенная Югославия) и до 2016 года. В мемуарах Марина рассказывает о своей работе и отношениях с людьми, для неё это - самое важное. Поэтому осколки её памяти, в которых упоминается костюм для перформанса, любимая или нелюбимая одежда имеют исключительное значение, раскрывая нам кое-что о глубинных связях жизненного опыта творца с её произведениями.

1 эпизод:

Родители Марины были югославскими героями 2 Мировой войны, коммунистами, партизанами. И характер у них, по её словам, был соответствующий. Властная и строгая мать сама покупала Марине одежду, и той она никогда не нравилась. Марина вспоминает, что пижамы всегда были бОльшего размера, мать говорила, что всё равно сядут, если постирать, но этого никогда не происходило. Одежда, которую Марина носила в детстве заставляла её чувствовать себя некрасивой, в то время как отношение матери - нелюбимой. Марина с ненавистью вспоминает кожаные бежевые ортопедические ботинки, которые ей приходилось носить. Она рассказывает, как эти ботинки, уродливые сами по себе, ещё снабдили тяжёлыми стучащими железными набойками, и она страдала каждый раз, когда выходила в них из дома. Тягостное чувство стыда заволакивает каждую строчку этих воспоминаний.

Марина Абрамович с отцом Войном в Белграде 1950 г.
Марина Абрамович с отцом Войном в Белграде 1950 г.

2 эпизод:

Не смотря на все те сложности с одеждой, которые Марина переживала в детстве, она понимала её значение и силу. В 1969 году, будучи студенткой художественной академии в Белграде, Марина предлагает белградскому центру молодёжи свой первый перформанс. Он должен был называться "Приходите постирать со мной" и заключаться в том, чтобы люди приходили в галерею, снимали свою одежду, а Марина стирала бы, сушила и гладила её, после чего люди уходили бы чистыми и в прямом и в переносном смысле. Однако идею не приняли.

Марина Абрамович Блеград, 1968
Марина Абрамович Блеград, 1968

Вторая идея перформанса, которую Марина предложила всё тому же центру молодёжи в 1970 году так же связана с одеждой, а именно той самой одеждой, которую она ненавидела. В предложении перформанса Марина написала, что она должна стоять перед публикой в своей обычной одежде, а потом постепенно менять её на ту, которую покупала ей мать: длинную юбку, толстые колготки, ортопедическую обувь и гадкие блузки в горошек. Затем Марина прикладывает пистолет с одним патроном в барабане к голове и нажимает на курок. У перформанса было два возможных исхода.

Эта идея была также отвергнута. Характерно то, что оба перформанса были связаны с пониманием одежды, как метафоры человеческой души и силы, изменяющей человеческое самоощущение, внутренний мир.

После этого Марина создавала перформансы, где одежда либо не имела никакого значения, а была лишь материалом, прикрывающим тело, либо отсутствовала вовсе. Поэтому на снимках с перформансов мы видим Марину обнажённой, либо в совершенно нейтральной чёрной или белой одежде. В такой же одежде участвовал в перформансах её партнёр Улай, с которым у Марины был очень длительный творческий и эмоциональный союз.

Марина Абрамович и Улай Энергия покоя 1980 г.
Марина Абрамович и Улай Энергия покоя 1980 г.

3 эпизод:

После завершения длительных и насыщенных отношений с Улаем Марина чувствовала себя "уродливой и нежеланной" и приняла "плохое", по её словам, решение вступить в отношения с одним "испанцем", моложе её на 12 лет. Он был нарциссом и хотел от Марины такого же внимательного отношения к внешнему виду, которое составляло основу его собственной жизни. В тот период уже будучи заметной фигурой в современном искусстве, Марина получила грант на создание работ от центра Помпиду в Париже и там же подписала трехлетний контракт с Высшей школой изящных искусств. Проблемы с деньгами не было, как не было и "иммунитета к физическому улучшению", которое ей навязывал испанец. Она рассказывает о том, как пошла в магазин Ямамото и купила себе прекрасный костюм, состоящий из ассиметричного пиджака и белой рубашки. По словам Марины, этот костюм стал для неё откровением, он изменил то, как она себя чувствовала, как шла по улице. В Париже она ощущала, что должна всё время наряжаться, а новая одежда заставляла её нравиться себе. И хотя больше испанца благодарить оказалось не за что, в отношениях с ним она по-новому взглянула на костюм и моду, вновь обратила внимание на их силу.

Марина Абрамович в костюме от Yohji Yamamoto для Bullet Magazine 2012
Марина Абрамович в костюме от Yohji Yamamoto для Bullet Magazine 2012

4 эпизод:

В начал 90-ых у Марины появилась идея снять фильм "Как умереть", в котором показывалась бы реальная смерть на шахтах в Серра Пелада в Бразилии: настоящая, честная, некрасивая и обыденная, такая, которые случаются там каждый день. Кадры этой настоящей смерти должны были перемежаться с постановочными смертями из семи знаменитейших опер. Для этих оперных фрагментов Марина хотела попросить семь разных дизайнеров создать по одному костюму. В её плане было, например, платье от Аззедна Алайи для Кармен, Карла Лагерфельда - для Травиатты. Однако проекту не суждено было осуществиться сначала из-за проблем с бюджетом, а потом из-за других проектов. На момент написания мемуаров Марина говорит о том, что идея не покинула её до сих пор. Однако, как мы знаем, на данный момент оба дизайнера, упоминаемых Мариной в описании проекта, уже покинули наш мир. Тем не менее, этот эпизод важен с точки зрения осознания важности костюма для перформанса, его силы.

5 эпизод:

Первый костюм для перформанса, о котором Марина подробно рассказывает - костюм Королевы крыс для перформанса "Бредовое" 1994 года. Он был создан Ли Бовери и был призван вызывать и воплощать стыд, поскольку "Бредовое" было о всех вещах, которых стыдится Марина. Костюм был сделан из прозрачного пластика и покрывал всё тело, включая лицо, отчего создавалось ощущение, будто Марина задыхается, чего она и добивалась - хотела показать, как она задыхается от стыда.

6 эпизод:

Костюмы для перформанса "Дом с видом на океан" (The house with the ocean view) 2002 года были вдохновлены Александром Родченко. Это простые пижамы, состоящие из рубашки на пуговицах и штанов, напоминающие одежду рабочих. Цвета были выбраны Мариной в соответствии с ведическим кругом.

Видео воспоминания Марины по поводу "Дома с видом на океан" вы можете посмотреть здесь:

Примечательная деталь по поводу этого перформанса: в шестом сезоне сериала "Секс в большом городе" Шарлотт и Кэрри отправляются в галерею посмотреть на женщину, которая не ест и не выходит из пространства перформанса "вот уже 16 дней". Это является прямой отсылкой к "Дому с видом на океан" Марины Абрамович. Продюсеры сериала предложили самой художнице сыграть себя же в сериале. Но она отказалась, разрешив им сослаться на её перформанс за определённую плату. Поэтому в сериале мы видим, как героини входят в галерею с надписью "Шон Келли", так как перформанс проходил в галерее Шона Келли в Челси и наблюдают за черноволосой женщиной в белой пижаме, передвигающейся между тремя ячейками, из которых нет выхода кроме как по лестнице с ножами вместо ступенек.

7 эпизод:

В начале 2000х Марина Абрамович осознала, что то сообщество, которое творило пеформансы в 1970ые растворилось, и ей захотелось воссоздать самые главные работы того периода. Поскольку некоторые художники к тому времени отошли от дел, а некоторые и умерли, задача была непростой. Получившаяся в результате работа носила название "Семь лёгких пьес" (в некоторых переводах фигурирует, как "Семь простых пьес". Оригинальное название - Seven easy pieces), которая проходила в течение 7 дней в 2005 году. Завершающей, седьмой работой в седьмой день был перформанс самой Абрамович "Входя с другой стороны". Марина стояла на шестиметровой платформе в музея Гугенхайм в синем платье, созданном голландским дизайнером Азизом, неспешно и монотонно двигая руками в воздухе. Платье накрывало полностью платформу, будто увеличивая фигуру Марины. В конце перформанса она словно провалилась внутрь платья и появилась внизу перед публикой, чтобы всех поприветствовать. На платье ушло 164 метра ткани. Никогда ранее в перформансах Марины костюм не использовался, как часть перформативного пространства. Ещё один шаг на пути к принятию моды.

Марина Абрамович исполняет "Входя с другой стороны" в музее Гугенхайм, 2005
Марина Абрамович исполняет "Входя с другой стороны" в музее Гугенхайм, 2005

8 эпизод:

Каковы бы ни были отношения между модой и искусством, отношения между художниками и дизайнерами бывают очень теплыми. Дружба Марины Абрамович и Рикардо Тиши - тому подтверждение. Впервые в своих мемуарах Марина упоминает Рикардо, как хорошего друга в рассказе о праздновании своего дня рождения в 2005 году. В этом же году Рикардо стал креативным директором Givenchy.

В 2008 году во время отпуска в Лаосе Марина получила посылку от Рикардо с двумя нарядами для неё и её тогдашнего спутника, Паоло Каневари, чтобы они их художественно переосмыслили. В результате Марина и Паоло записали два видео. На своём видео, Марина застирала своё платье в водопаде, практически уничтожив его. А Паоло надел платье на огромный крест и поджёг его. По словам Марины, Рикардо был в восторге от презентованных видео.

9 эпизод:

Полюбив моду, подружившись с Рикардо Тиши, Марина сама придумывает себе костюмы для следующей своей работы - "В присутствии художника" (The artist is present).

Марина Абрамович "В присутствии художника" MOMA, Нью-Йорк, 2010 г.
Марина Абрамович "В присутствии художника" MOMA, Нью-Йорк, 2010 г.

Наверное, это самый известный перформанс Марины Абрамович. Он проходил в Нью-йоркском MOMA c 14 марта по 31 мая и продлился в общей сложности 736,5 часа. Идея была проста: люди могли приходить и садиться напротив Марины за стол и сидеть столько времени, сколько захотят. При взгляде на неё, под камерами и взорами толпы они погружались внутрь себя и, вероятно, впервые сталкивались с самими собой, своей болью. Более 1500 тысяч человек садились напротив Марины за время перформанса. Каждый день она надевала одно из трёх платьев: красное для энергии, синее - чтобы успокоить себя и белое - для очищения. Эти платья она придумала такими, чтобы чувствовать себя комфортно при изнурительном многочасовом перформансе. Они были длиной в пол из шерсти и кашемира.

Марина Абрамович в синем платье "В присутствии зуоджника" МОМА, Нью-Йорк, 2010 г.
Марина Абрамович в синем платье "В присутствии зуоджника" МОМА, Нью-Йорк, 2010 г.
Марина Абрамович в белом платье "В присутствии зуоджника" МОМА, Нью-Йорк, 2010 г
Марина Абрамович в белом платье "В присутствии зуоджника" МОМА, Нью-Йорк, 2010 г

По завершении перформанса бренд Givenchy устроил в МОМА вечеринку в честь Марины, а Рикардо Тиши сшил для неё чёрное платье в пол и плащ из 101 змеиной шкурки. В своих мемуарах Марина выражает надежду, что они умерли своей смертью.

Марина АБрамович и Рикардо Тиши на вечеринке в МОМА 1 июня 2010 г.
Марина АБрамович и Рикардо Тиши на вечеринке в МОМА 1 июня 2010 г.

10 эпизод:

После "В присутствии художника" Марина начала активно взаимодействовать с Givenchy и свои другом, Рикардо Тиши. В 2012 году она появляется в фотосессии бренда наравне с такими моделями, как Кейт Мосс. В 2013 году она вновь вспомнила о своём неосуществлённом проекте с документальными кадрами смертей из Серра Пелада (4 эпизод) и доработала его. Теперь это должны были быть просто 7 смертей оперных героинь, которых всех когда-либо исполняла Мария Каллас. Марину привлекало то, что Мария Каллас умерла от разбитого сердца, и в большинстве опер героини так же умирают от разбитого сердца. Послушать, как Марина сама об этом рассказывает можно на видео ниже:

Костюмы для всех семи смертей должен был создать Рикардо Тиши. Работа над проектом сильно затянулась и премьера ожидается лишь в апреле 2020 года. Все подробности можно узнать на сайте Берлинской государственной оперы.

11 эпизод:

В 2015 году Рикардо Тиши предложил Марине Абрамович курировать показ Givenchy в Нью-Йорке. Это был первый показ бренда не в Париже, а дата была символична для города - 11 сентября, день годовщины трагедии в Нью-Йорке. По сути, Марина создала перформанс, который предшествовал самому показу. Марина и Рикардо находят вдохновение в творчестве друг друга и представляют собой дуэт идеальной гармонии между модой и искусством.

Показ Givenchy в Нью-Йорке 2015 г.
Показ Givenchy в Нью-Йорке 2015 г.

И как бы ни были ужасны воспоминания из детства, связанные с одеждой, Марина их не только преодолела, но и извлекла из них силу, которая позволяет ей расширять горизонты своего творчества в том числе и в слиянии моды и искусства.