Здравствуйте, Уважаемые читатели.
Сегодня мне хотелось бы осветить одну очень интересную тему: тему прямой противоположности Бога в христианстве. Тема нетривиальна сама по себе, так как христианство считается религией монотеистической.
Поэтому весьма интересен вопрос о том кем был антипод Бога, как он появился и когда это произошло? И почему вообще в монотеистической религии возник такой феномен?
Давайте начнём с того, что известно о «противнике Бога» на бытовом уровне.
1. Через змея искусил Еву/Хавву, заставив вкусить плодов с древа познания (по другой версии самолично, превратившись в змея, искусил жену Адама);
2. Возглавил восстание ангелов, но, потерпев неудачу, был низвергнут в преисподнюю, где стал «князем тьмы»/Дьяволом/Сатаной и проч.
Это, так сказать, догматы.
Теперь давайте обратимся к главной книге христиан Библии.
Отталкиваясь от общепризнанной версии, логически размышляя, приходим к выводу, что восстание ангелов должно было происходить между сотворением мира и сотворением Евы/Хаввы.
Открываем Библию и читаем Ветхий Завет, Книгу Бытие. Основу основ.
Первая глава.
Сотворение мира за шесть дней (опускаем дополнительные вопросы, так как каждый вопрос – отдельная самодостаточная тема).
Ни одного упоминания о восстании ангелов с последующей битвой ангелов.
Вторая глава.
Сотворение Эдемского сада, Адама и жены его Евы/Хаввы.
Опять ничего.
Странно. Событие, само по себе, немаловажное. Я бы сказал, что эпохальное. С него и начинается весь, как теперь принято, замес.
«Наверное, я что-то упустил», - решил я.
Хорошо, читаю дальше, третью главу.
О битве ангелов опять ни слова.
Из первого стиха третьей главы узнаём, что «змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог».
Соответственно, ареалом обитания змея были степи и равнины. В лесах змей не обитал.
Змей являлся именно «зверем», и это не какая-то оговорка или «трудности перевода», так как в первой главе Бытия, стих 25 «И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их». То есть градация на «зверей» и «гадов» уже была произведена ранее.
Есть ещё одна характеристика змея она косвенная, но на неё идёт чёткая отсылка в третьей главе, стихах 14 и 15:
И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоём, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;
и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
Обратите внимание: Бог проклял змея «ползать на чреве» и жалить потомков жены «в пяту».
Змей был прямоходящим???
Окончательно запутавшись, я решил заглянуть в Тору, так как весь Ветхий Завет – это не что иное, как иудейская Тора, а Библия, как известно, на 80% состоит из Ветхого Завета и на 20% из Нового.
Ну, и мы, русские, христианство получили через греков, поэтому Писание к нам пришло уже переведённое на греческий язык, а двойной перевод, сами понимаете, может основательно рассмешить.
Перечитав Тору – первые три главы, - тоже ничего. Всё одно и то же.
Решил обратиться к богословам, в частности к одному из отцов христианской церкви Аврелию Августину Иппонийскому.
Всё здесь приводить бессмысленно – каждый в состоянии самостоятельно прочитать его комментарии в Интернете, - но есть несколько моментов, на которые следует обратить внимание в разрезе нашей темы:
1. Появляется слово «Диавол» и его производные;
2. Появляется упоминание о «ангелах-отступниках», которые были «свергнуты с горних седалищ за свою извращённость и гордость».
Что же, давайте разбираться.
Диавол.
Это слово встречается в Библии не менее 117 раз, однако, в Ветхом Завете его не встретить за исключением двух мест, которые будут рассмотрены ниже.
Смотреть в толковых словарях русского языка значение этого слова бессмысленно, так как оно везде толкуется с позиции РПЦ. Если заинтересуетесь, то без труда сможете сделать это самостоятельно. Рассматривать это слово с позиции РПЦ не стоит, так как Библия – Ветхий Завет в частности, – писалась далеко не на русском и даже не на греческом языках.
Почему, спросите Вы? Ответ прост: это слово греческое, а Ветхий Завет писался на древнееврейском языке.
Такая путаница получилась оттого, что слово из одного языка было перенесено в другой без должного перевода.
Итак, в греческом языке имеется два слова для обозначения дьявола: «ДИАБОЛОС» и «ДАЙМОН».
«ДИАБАЛОС» происходит от «ДИАБАЛЛО» (ДИА – через, БАЛЛО – швырять, бросать), и попросту означает проходить или пронизывать. Однако, переводится как «КЛЕВЕТНИК», «ОБМАНЩИК», «ЛОЖНЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ» и «САМОЗВАНЕЦ».
Таким образом, если бы толмачи того времени и в самом деле перевели это слово, используя один из этих терминов, а не просто переносили его в значении «дьявол», то тексты приобрели бы совсем другое значение. Заиграли бы совершенно другими красками.
Для примера возьмём:
”Не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол” (Иоанна 6:70).
Без сомнения, что речь идёт об Иуде.
Все прекрасно знают, что Иуда показал себя человеком злым, хитрым и изворотливым.
Теперь просто поставьте одно из значений вместо «ДИАБОЛОС» в искомый текст. Всё встаёт на свои места. И нет никакого злобного монстра в облике Иуды Искариота…
Давайте ещё один пример:
«Диавол будет ввергать из среды вас в темницу» (Откровения 2:10).
Неужели вы решили, что Иисус, говоря о церкви в Смирне, имел в виду самого князя тьмы?
Не рогатый монстр будет этим заниматься, а представители Римской Империи – римляне. Именно они ложно обвиняли христиан и сажали их в тюрьмы. Именно это имел Иисус в виду.
Прочтите, что говорил Иисус книжникам и фарисеям (Иоанна 8:44). Все они имели своим отцом диавола. А ведь они были с Иисусом из одного народа. Такие же потомки Адама, как и Иисус.
Неужели вы думаете, что таким ловким способом Иисус пытался связать себя родственными узами с самим диаволом???
Нет, конечно.
Иисус хотел сказать, что они являлись клеветниками и обманщиками. Ложь они избрали своей стезёй. Вот и вся недолга.
Но толмачи оказались не постоянны.
Они игрались этим словом так, как им нравилось. Ну, или так, как от них требовали люди рангом повыше.
Вот пара примеров.
Павел в присутствии епископов и дьяконов говорит в Послании Тимофею 3:11, что «равно и жёны их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всём».
Следуя логике вещей, толмачи того времени должны были бы перевести так: «…должны быть честны, не диаволицы»…
Какой бы получился конфуз: Павел в присутствии дьяконов говорит, что их жёны не должны быть дьяволицами…
А вот во 2 Послание к Тимофею 3:2-3 Павел пишет:
«Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды… непримирительны, клеветники, невоздержанны».
Перенесите «ДИАБОЛОС» в текст без перевода… ахинея получается…
Другое слово, переведённое как диавол – «ДАЙМОН».
Ситуация та же. Если взглянуть на отрывки, где употребляется это слово, то окажется, что там речь ведётся об языческих идолах и поклонения им в период написания Библии. И в тех нескольких отрывках из Ветхого завета употребляется слово «идолы».
Левит 17:7
«чтоб они впредь не приносили жертв своих идолам, за которыми блудно ходят они».
2 Паралипоменон 11:15
«и поставил у себя жрецов к высотам, и к козлам, и к тельцам, которых он сделал».
В данных примерах использовалось еврейское слово «САИР», которое обозначает «волосатый» или «козлёнок» (козёл).
И другие два примера.
Второзаконие 32:17
«приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши».
Псалтырь 105:37
«и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам»;
Здесь в оригинале использовалось еврейское «ШЕД», что означает «губитель», «разрушитель».
Вот такая вот игра слов.
Мне сразу вспоминается вечное: «Был у нас толмач Немчин. Ему переводить, а он лыко не вяжет! Мы его в кипятке и сварили»!
Раз с «диаволом» разобрались, то что же с ангелами-отступниками, о которых упоминал Аврелий Августин Иппонийский?
Тут тоже всё интересно.
Придётся вернуться к Книге Бытия, главе 6, стихам 1-6.
Очень скупо описано о том, что подвигло Бога на то, чтобы стереть, только-только начавший размножаться, род людской с лица земли.
И всё было бы шито-крыто, если бы не одно слово «ИСПОЛИН».
На иврите слово, переведённое как «ИСПОЛИН», означает слово «ПАДШИЙ».
Тут придётся обратиться не к нашей Библии и не к еврейской Торе, а к Эфиопской Библии. В частности к Книге Еноха, которая до сих пор ещё входит там в канон (в остальных христианских течениях и в Торе книга Еноха убрана на полку под грифом «апокриф»).
Немного истории.
Енох – седьмой прямой потомок Адама, патриарх, который за свою праведность был взят на небо при жизни. Там ему показали устройства Царствия Небесного, что он и описал.
Существуют три книги Еноха, но нам потребуется 1-я, самая древняя.
В книге рассказывается очень подробно о том, что так скупо говорилось в Библии в Бытие 6 1-7.
Вкратце, говорится о следующем: 200 ангелов, увидев, насколько красивы дочери человеческие, решили сойти на землю к ним и взять их в жёны. Чтобы никто не смог отказаться, они связали себя клятвой на горе Ермон, откуда и сошли на землю с тверди небесной. Эта гора является самой высокой точкой в современном Израиле. Это единственное место в Израиле, где можно заниматься зимними видами спорта.
Енох приводит даже имена их предводителей:
Семъйяза, их начальник, Уракибарамеел, Акибеел, Тамиел, Рамуел, Данел, Езекеел, Саракуйял, Азаел, Батраал, Анани, Цакебе, Самсавеел, Сартаел, Турел, Иомъйяел, Аразъйял
Енох 1.2:7
Так вот, от соития ангелов и женщин на свет стали появляться исполины-великаны.
Они были настолько прожорливы и кровожадны, что никто не мог их прокормить. Великаны начали скатываться в каннибализм. Человечество встало на грань истребления. Но, думается, что не по этой причине Бог решился на истребление рода людского.
Дело в том, что ангелы начали делиться с людьми знаниями.
14. И Азазел научил людей делать мечи, и ножи, и щиты, и панцири, и научил их видеть, что было позади них, и научил их искусствам: запястьям, и предметам украшения, и употреблению белил и румян, и украшению бровей, и украшению драгоценнейших и превосходнейших камней, и всяких цветных материй и металлов земли.
15. И явилось великое нечестие и много непотребств, и люди согрешали, и все пути их развратились.
16. Амезарак научил всяким заклинаниям и срезыванию корней, Армарос — расторжению заклятий, Баракал — наблюдению над звёздами, Кокабел — знамениям; и Темел научил наблюдению над звёздами, и Астрадел научил движению Луны.
Енох 1.2
Вот в такое время довелось жить Еноху, который был настолько праведный, что Бог послал его к ангелам сообщить о каре, которая постигнет ангелов.
Суть кары была следующая. Все исполины погибнут, истребляя друг друга на глазах их родителей-ангелов. Их души не вознесутся, а будут бестелесными носиться на земле и сеять зло. Самих ангелов приказано связать и спрятать под холмами земли, а Азазеля «35. И сказал опять Господь Рафуилу: «Свяжи Азазела по рукам и ногам и положи его во мрак; сделай отверстие в пустыне, которая находится в Дудаеле, и опусти его туда. 36. И положи на него грубый и острый камень, и покрой его мраком, чтобы он оставался там навсегда, и закрой ему лицо, чтобы он не смотрел на свет! 37. И в великий день суда он будет брошен в жар (в геенну) (Енох 1.2)».
Обратите внимание на Азаеля. Это тот самый Азазель-знаменосец. Самый могучий воин ада, под чьим началом состоит самое большое количество воинов ада – 200 легионов. Именно с ним связывают древний обряд «козла отпущения» на самый важный для евреев праздник Йом-Киппур.
Вот и всё.
Никакой войны, бряцанья оружием и мясорубки. Ангелы настолько испугались вестника от Бога, что просили Еноха челом бить за них. Енох даже письменную просьбу составил для Бога.
Но где же тогда этот пресловутый Дьявол, Сатана, Люцифер? Где ад, чистилище? Море огня и серный дым? Где черти, терзающие грешников???
Где весь этот парк кровавых аттракционов, который так любят смаковать праведники, описывая ужасы мучений еретиков и язычников???
Ответ мы найдём в этой же книге.
В четвёртой главе начинается путешествие Еноха по Царству Божиему.
Первое место, которое ему показали, было место заточения ангелов.
14. И я пошёл далее к югу, который горит день и ночь,- туда, где находятся семь гор из драгоценных камней,- три к востоку и три к югу: и именно те, которые к востоку, одна из цветных камней, и одна из перловых камней, и одна из сурьмы; а те, которые к югу, из красных камней.
15. Средняя же, достигавшая до неба, как пpестол Божий, была из алебастpа, и веpшина пpестола из сапфиpа. 16. И я видел пылающий огонь, котоpый был во всех гоpах.
17. И я видел там одно место по тy стоpонy великой земли: там собиpались воды.
18. И я видел глyбокyю pасселинy в земле со столбами небесного огня; и я видел междy ними ниспадающие столбы небесного огня, котоpые нельзя было сосчитать ни в напpавлении к веpхy, ни к низy.
19. И над тою pасселиной я видел одно место, котоpое не имело ни небесной твеpди над собою, ни земного основания под собою; на нём не было ни воды, ни птиц, но это было пyстое место.
24. [19] И Уpиил сказал мне: "Здесь бyдyт находиться дyхи ангелов, котоpые соединились с жёнами и, пpинявши pазличные виды, осквеpнили людей и соблазнили их, чтобы они пpиносили жеpтвы демонам (опять это слово; но теперь Вы знаете, что с ним делать), как богам,- бyдyт находиться именно в тот день, когда над ними бyдет пpоизведён великий сyд, пока не постигнет их конечная yчасть.
25. Так же и с жёнами их, котоpые соблазнили ангелов неба, бyдет постyплено точно так же, как и с дpyзьями их.
Енох 1.4
Как видите, все будут содержаться вместе. По-семейному.
Обратите внимание, что заточение происходит в некотором подобии вакуума: ни земля, ни небо, но между ними, где пустота.
Стражи тоже были назначены.
27. [20] И вот имена святых ангелов, котоpые стеpегyт: Уpиил, один из святых ангелов, ангел гpома и колебания; Рyфаил, один из святых ангелов, ангел дyхов людей; Рагyил, один из святых ангелов, котоpый каpает миp и светила; Михаил, один из святых ангелов, поставленный над лyчшею частью людей, – над избpанным наpодом;
Саpакаел, один из святых ангелов, котоpый поставлен над дyшами сынов человеческих, склонивших дyхов к гpехy; Гавpиил, один из святых ангелов, котоpый поставлен над змеями, и над pаем, и над хеpyвимами.
Енох 1.4
То есть никто не был сброшен в какие-то подземелья, где был предоставлен сам себе. Все были заточены под строжайшим присмотром до дня Страшного суда.
В пятой главе Енох описывает 4 прекрасные долины, которые между собой разъединены глубочайшей пропастью.
3. Hа этот pаз ответил мне Рyфаил, один из святых ангелов, котоpый был со мною, и сказал мне: " Эти пpекpасные места назначены для того, чтобы на них собиpались дyхи, – дyши yмеpших; для них они созданы, чтобы все дyши сынов человеческих собиpались здесь.
4. Места эти созданы для них местами жилища до дня их сyда и до опpеделённого для них сpока, и сpок этот велик: он пpодолжится дотоле, пока не совеpшится над ними великий сyд.
Енох 1.5
В первом месте содержалась душа Авеля, которая сетовала и жаловалась на Каина. Так должно было продолжаться до тех пор, пока семя Каина не выродится (исходя из Библии, ждать оставалось недолго; в великом потопе – по официальной версии – всё семя Каина было истреблено).
Во втором отделении содержались души праведников. Отделение отличалось наличием источника воды, над которым горел свет.
В третьем отделении содержались души грешников.
11. Точно также сделано такое отделение и для гpешников, когда они yмиpают и погpебаются на земле без того, что сyд над ними ещё не пpоизведён пpи их жизни.
12. Здесь отделены их дyши, в этом великом мyчении, пока не настyпит великий день сyда и наказания, и мyчения для хyлителей до вечности, и мщения для их дyш; и он (ангел наказания) связал их здесь до вечности.
Енох 1.5
В последнем, четвёртом отделении, содержались души тех, «котоpые сетyют и возвещают о своей погибели, так как они были yмеpщвлены в дни гpешников».
14. Таким обpазом, это отделение сделано для дyш людей, котоpые были не пpаведными, а гpешниками, скончавшись в вине; они бyдyт находиться возле виновных и подобны им, но их дyши не yмpyт до дня сyда и не выйдyт отсюда.
Енох 1.5
Далее Енох продолжает путешествовать по Царству Бога. Он оказывается в центре царства с деревьями и садами. Там он видит ещё одну долину, которая была вся иссушена.
39. [27] Тогда я сказал: " Для чего эта благословенная стpана, котоpая вся наполнена деpевьями, и в пpомежyтке (междy гоpами) эта пpоклятая долина"?
40. Тогда отвечал мне Уpиил, один из святых ангелов, котоpый был со мною, и сказал мне: " Эта пpоклятая долина для тех, котоpые пpокляты до вечности; здесь должны собpаться все те, котоpые говоpят своими yстами непpистойные pечи пpотив Бога, и деpзко говоpят о Его славе; здесь собеpyт их, и здесь место их наказания.
41. И в последнее вpемя бyдет зpелище пpаведного сyда над ними пpед лицом пpаведных навсегда в вечности; за это те, котоpые обpели милосеpдие, бyдyт пpославлять Господа славы, вечного Цаpя.
Енох 1.5
Вот такое вот путешествие, разрушающее все христианские догматы относительно антипода Бога и вечной борьбы добра со злом.
Как выясняется, нет ни райя, ни ада. Есть только Царствие Божие.
Как же так, спросите Вы?
А вот так. Дело в том, что евреи отрицают любую божественность падших ангелов и прочего. А Ветхий Завет - книга еврейская, как ни крути. Да и Мессия, согласно пророчеству, являлся прямым потомком от Адама (получилось так, что Эллоhим Иегова/Адонай/Саваоф являлся Иисусу одновременно и пра-пра-прадедушкой и отцом).
Сам Иисус, если встречались вопросы, отсылал всегда к Торе со словами: "Сказанов Писании".
Ветхий Завет являлся для Иисуса непреложным кладезем истины.
Есть только Бог.
Эллоhим Иегова/Адонай/Саваоф.
И он и адвокат, и прокурор в одном флаконе.
А как же, спросите Вы, миссия Иисуса? Его сошествие в ад???
Упс!