В 1963 году очередные учения военно-морского флота США развернулись у берегов Пуэрто-Рико. Отрабатывалась задача поиска и преследования подводной лодки "противника".
Вскоре после начала манёвров операторы гидроакустических станций практически всех кораблей "засекли" вожделённую цель, и началась погоня. Однако уже через час обнаружилась полная неспособность преследующих кораблей настигнуть странную подводную лодку: она шла со скоростью, ошеломившей гидроакустиков, - около 150 узлов (280 километров в час!). И всё же операторы целых четыре дня фиксировали шумы от загадочного объекта, который широко маневрировал на огромной территории и периодически опускался на немыслимую глубину - 6 километров! Судя по характеру шума источника, "ультра-быстроходная субмарина" имела одиночный гребной винт или какое-то похожее по гидроакустическим характеристикам устройство, сообщавшее ей движение.
Как это ни странно, подобные происшествия в океане отнюдь не относятся к категории исключительных. Запись в вахтенном журнале аргентинского судна "Навьеро" от 20 июля 1967 года сообщает о не менее интригующем событии. В тот день во время ужина в кают-компанию позвонил вахтенный офицер и в большом волнении поведал о появлении около корабля непонятного объекта. Капитан поднялся на палубу и увидел примерно в 15 метрах по правому боту голубовато-белое сияние. Оно исходило от сигарообразного тела длиной около 30 метров, причём абсолютно гладкого. На нём не было видно ни иллюминаторов, ни надстроек, ни рулей, вообще никаких выступающих частей. С четверть часа "сигара" двигалась параллельно с аргентинским судном, изумляя палубную команду и всех свободных от вахты, выбежавших наверх, пока внезапно не нырнула, прошла под корусом "Навьеро" и быстро удалилась, продолжая источать сияние.
Рассказанные здесь сюжеты не могут не подтолкнуть к фантастическому предположению о возможном существовании в океане и его глубинах неких разумных сил, проявляющих себя столь интригующим образом. Именно такой точки зрения придерживался американский профессор Айвен Т. Сандерсон. Он много лет разрабатывал гипотезу о подводной цивилизации, предпринимающей попытки как-то контактировать с сухопутными жителями. И действительно, некоторые морские наблюдения, дополняющие уже описанные выше, вполне укладываются в эти рамки.
Прежде всего, буквально шокируют морских путешественников причудливые и яркие световые эффекты практически неизвестного происхождения. Особенно поражают картины фигурного свечения, когда на воде, быстро сменяя друг друга, возникают разные геометрические формы, включая прямые линии, изогнутые "спицы", круги, шары и вращающиеся (?) колёса. Выразительное описание подобных эффектов принадлежит русскому судовому врачу Ф.Д. Дербеку. 22 августа 1909 года, будучи на борту парохода "Охотск", шедшего в Охотском море, Ф. Д. Дербек наблюдал следующее явление. Внезапно в 23:00 под кормой вспыхнул необыкновенно яркий зеленовато-белый свет, быстро охватывающий увеличивающееся пространство на поверхности воды. Пятно окружило судно и двигалось вместе с ним некоторое время. В какой-то момент оно оторвалось от корабля, быстро опередив его. Скорость нарастала, и за две-три минуты свечение достигло горизонта. Свечение распространилось в стороны, давая отблеск на облака, причём создавалось полное впечатление, что вдали на берегу стоит большой город, щедро освещённый электрическими огнями. Странно, но факт: за первым свечением под кормой вспыхивало второе, за ним - третье и четвёртое. И всякий раз повторялось одно и то же: охват всего судна, отрыв от него, уход с нарастающей скоростью и освещение горизонта.
Очевидно, что особый интерес и особое доверие вызывают наблюдения светящихся образований в море с военных кораблей. 14 ноября 1949 года капитан третьего ранга Дж. Р. Бодлер вёл свой корабль под флагом военно-морских сил США Хормузским проливом. Этот пролив проходит между Аравийским полуостровом и материковой частью Азии и соединяет между собой Персидский и Оманский заливы.
Была ясная безлунная ночь. Когда появился маяк на острове Литл-Коин, вахтенный офицер позвонил командиру и попросил его подняться на мостик. Оба увидели с левого борта светящееся пульсирующее пятно диаметром 300-400 метров. Офицеры сообразили, что впечатление пульсации создаёт вращение пятна вокруг неподвижного центра, из которого исходили как бы лучи прожектора, напоминающие спицы огромного колеса.
Через некоторое время корабль приблизился к "колесу" и даже прошёл над его центром. Когда капитан третьего ранга Бодлер отвёл свой корабль на несколько миль от свечения, справа от него возникло ещё одно светящееся пятно, но не такое яркое. Спустя 30 минут появилось третье пятно, так что некоторое время были видны все три "колеса". Бодлер решил, что видел естественное свечение воды, вызываемое "регулярными волнами энергии", индуцированными стаями рыб, дельфинов или каких-либо других живых обитателей моря.
По свидетельству Дж. Р. Бодлера, как сказано выше, моряки созерцали образование одновременно трёх светящихся "колёс". Однако зарегистрированы случаи наблюдения сразу четырёх подобных образований! В Сиамском заливе моряки теплохода "Гленфоллох" видели два соосных фосфоресцирующих "колеса", расположенных одно над другим и вращающихся в разные стороны!
Профессор океанографии Гамбургского университета Курт Калле проанализировал 70 сообщений о "фигурном" свечении моря за 60 лет по записям в вахтенных журналах кораблей, проходивших в шельфовых районах Аденского и Персидского заливов, в заливе Мартабан и в Малаккском проливе, а также в море Борнео и заливе Таиланд. По мнению профессора, "световые картины", о которых свидетельствуют вахтенные журналы, за исключением небольших подробностей, в основных своих чертах удостоверяются почти всеми очевидцами.
Согласно исследованию Курта Калле, игра света в северных участках Индийского океана не ограничивается бегущими лучами или диковинными узорами, быстро меняющими свою форму. Бывало, наблюдалось ещё боле поразительное зрелище: всплывающие с большой глубины светящиеся шары, быстро раздувающиеся у поверхности до громадных размеров. В 1925 году командир французского эскадренного миноносца "Прюссен" засвидетельствовал: "Неожиданно вокруг корабля всё осветилось. Свет исходил от множества всплывающих с больших глубин шаров диаметром не более четверти метра. Они поднимались кверху со скоростью полметра в секунду с интервалом 20-30 секунд. Непосредственно под поверхностью шары резко раздувались вдвое, а окончательно всплыв, рывком растягивались в разные стороны, превращаясь в гигантские диски диаметром до 120 метров. Эти яркие серебристо-зелёные образования некоторое время колыхались над поверхностью воды, сохраняя свою форму, и затем словно гасли в темноте".
Высказывалось немало гипотез о происхождении столь своеобразных световых эффектов в океане. Но ни одна из них не исчерпывает всех аспектов наблюдаемых явлений. Биологи, например, ссылаются на свечение морских организмов. Однако трудно представить, чтобы они ещё и выстраивались в регулярные линии, вращающиеся вокруг некоторого центра, или собирались в шары. Англичанин Бретт Хидлер пытался связать эти эффекты с возмущениями магнитного поля Земли от движения корабля, но не сумел достаточно убедительно обосновать такую зависимость. Курт Калле заметил, что участки наиболее интенсивного проявления световых эффектов совпадают с зоной сейсмической активности в океане. В его картотеке есть случаи появления "призраков океана", как называл эти эффекты академик А. Н. Крылов, совпадающие с регистрацией слабых землетрясений. Сейсмические волны, по Калле, излучаются из одной точки на дне и распространяются кверху расширяющимся конусом. При выходе на поверхность они "растекаются" в горизонтальной плоскости. На мелководье часть основной ударной волны отражается от поверхности, затем от донного грунта и вновь от поверхности. Так образуется ференционная картина, которая и создаёт эффект бегущих полос света. Правда, механизм преобразования подводных толчков в светящиеся фигуры остаётся невыясненным.
Неопознанные ныряющие объекты могут, как об этом нетрудно догадаться, спровоцировать боевые действия в океане! Так, 12-22 ноября 1972 года норвежские корабли "засекли" в прибрежных водах неизвестную подводную лодку. Во взаимодействии с кораблями Атлантического флота НАТО норвежцы предприняли глубинную бомбардировку неопознанного объекта. О последствиях этой акции не сообщалось, однако стало известно, что во время бомбардировки всё электронное оборудование на кораблях, включая средства радиосвязи, радиолокаторы и гидролокационные станции, вышло из строя!