Найти в Дзене

Подводник с душой пирата. Маринеско Александр Иванович.

Оглавление

Маринеско Александр Иванович- герой советского союза, капитан 3-го ранга, командир подводной лодки С-13 Балтийского флота. Широко известен по так называемой «Атаке века», когда лодка под его командованием потопила немецкое военное судно, переоборудованное из бывшего лайнера, Вильгельм Густлофф.

Детство и юность

Александр Иванович имел настоящее пролетарское происхождение. Он родился в Одессе в семье рабочего Иона Маринеску и крестьянки Татьяны Михайловны Коваль. Его отец был бывшим матросом, повлиял ли этот факт на будущий выбор профессии мы не знаем, но можно предположить, что он оказал существенное влияние.

В 1920-1926 годах юный Маринеско учился в школе, где окончил 6 классов, после чего, едва достигнув 13 лет, устроился учеником матроса на судно. В дальнейшем был направлен в школу юнг, а 1930 году поступил в Одесское мореходное училище которое и закончил в 1933 году, ходил сначала третьим, а потом вторым помощником капитана на судне «Красный флот». Со слов сослуживцев Александр Иванович никогда не хотел быть военным, а хотел служить в торговом флоте.

Начало службы и предвоенные годы

Несмотря на свое нежелание, в ноябре 1933 года, Маринеско по путевки комсомола был направлен на специальный курсы комсостава Рабоче-Крестьянского Красного флота. В те годы такая путевка была равносильна приказу, и отказ от исполнения был чреват серьезными проблемами. Страна не имея денег и возможностей стоить крупные боевые корабли, сделала ставку на подводные лодки, и быстро развивающемуся, как количественно, так и качественно подводному флоту были нужны хорошо подготовленные командиры. Никто тогда и предположить не мог, что человек, который не хотел идти служить на военный флот станет самым знаменитым советский подводником второй мировой войны.

*Тогда в Красной армии и флоте еще не использовался термин «офицер», и весь руководящий состав называли красными командирами.

Маринеско был человеком очень способным, но крайне не дисциплинированным, нравился женщинам и любил выпить. Это сыграет свою роль в его дальнейшей судьбе. К тому же он был человеком прямым и всегда говорил что, что думает. Это качество Александра Ивановича безусловно заслуживает уважения, но оно ,в те времена, да впрочем как и сейчас, не добавляло популярность среди начальства.

В ходе своей первой аттестации в 1935 году Маринеско получил следующую характеристику:

«Недостаточно дисциплинирован. Свою специальность знает хорошо. Руководить личным составом может под постоянным руководством. Выводы: обратить внимание на повышение дисциплинированности.»

-2

После окончания курсов служил штурманом на подводной лодке Щ-306 «Пикша» Балтийского флота. В марте 1936 года Красная армия и флот перешли на систему персональных званий и Александру Ивановичу было присвоено звание лейтенант. Летом 1938 года Маринеско было присвоено звание старший лейтенант. После окончания курсов переподготовки при Краснознаменном учебном отряде имени Сергея Мироновича Кирова был направлен служить старшим помощником подводной лодки Л-1 «Ленинец», а затем командиром лодки М-96 «Малютка». По итогом боевого и политической подготовки в 1940 лодка под его командованием заняла первое место на Балтийском флоте, за что Маринеску был повышен в звании до капитан-лейтенанта и награжден золотыми часами. Его подлодке принадлежал рекорд скорости погружения. За эти достижения ему многое прощалось, ведь отношения с дисциплиной у Александра Ивановича складывались сложные, сказывалась любовь к алкоголю и женскому обществу.

-3

Война

В первые дни войны подлодка под командованием Маринеску была перебазировано в Палдиски, а затем в Таллин. Невероятно, но Александр Иванович мог оказать на Каспийском море, туда М-96 планировали перевести в качестве учебной. Подлодку вместе с экипажем хотели перебросить по железной дороге, но окружение немцами Ленинграда помешало это сделать.

С июля 1941 лодка совершала боевые походы, стояла на позиции в Рижском заливе. В октябре 1941 капитан-лейтенант Маринеско был исключен и кандидатов в члены ВКП(б) за пьянство, разгул и организацию карточных игр в своем дивизионе.

*Комиссар дивизиона, допустивший столь вопиющие поведение своих подчиненых был осужден на 10 лет лагерей с отсрочкой исполнения приговора и направлен на фронт.

14 февраля 1942 М-96 была повреждена во время артобстрела одним из снарядов, по всей вероятности был поврежден прочный корпус, так как ремонт занял пор года. 12 августа 1942 лодка поле ремонта вышла в боевой поход и уже через 2 дня, 14 августа 1942 атаковала конвой из 5 кораблей. Лодка выпустила 2 торпеды по немецкому транспорту и была вынуждена уйти на глубину. Подводники слышали взрыв и сочли его результатом попадания в транспорт, в результате экипажу лодки было засчитано потопление транспорта.

*По немецким источникам атака была неудачной, корабли заметили торпеды и уклонились, а потом безрезультатно атаковали предполагаемое место нахождения субмарины глубинными бомбами.

Возвращаясь из похода раньше срока, Маринеско не предупредил советские дозоры, не поднял флаг после всплытия и лодка чуть не была потоплена собственными катерами охранения.

В ноябре 1942 М-96 участвовала в операции в Нарвском заливе по захвату шифровальной машины «Энигма». Лодка высадила разведгруппу, которая должна была захватишь машину в штабе немецкого полка, но ее там не оказалось. Тем не менее действия Александра Ивановича в ходе операции были оценены командованием и он был награжден орденом Ленина. В конце года он снова был принят в кандидаты в члены ВКП(б) и ему было присвоено звание капитана 3-го ранга, хотя в его характеристики за 1942 год его командир дивизиона отмечал, что он склонен к выпивки на берегу.

-4

В апреле 1943 года Маринеско назначают командиром подводной лодки С-13. В 1943 году лодка не выходила в походы и ее командир умудрился в очередной раз запятнать свой послужной список пьяными выходками. В первый поход С-13 с новым командиром вышла лишь в октябре 1944 года. В первый день похода, 9 октября 1944 года подводная лодка под командование капитана 3-го ранга Маринеску обнаружила немецкий транспорт «Зигфрид», и атаковала его четырьмя торпедами. Несмотря на небольшую дистанцию пуска, торпеды прошли мимо, и Маринеско пришлось всплыть и атаковать транспорт артиллерийским огнем. В своем докладе Александр Иванович заявил о потопление судна, которое по его словам, после артиллерийского огня, начало быстро погружаться под воду. В действительности, судно не было потоплено, а было отбуксировано немцами в Данциг и позднее восстановлено. За этот поход Маринеско был награжден орденом красного знамени.

«Атака века»

В Новый год С-13 находилась на базе в финском Ханко. Капитан с другом решили провести Новый год в Турке. Праздничное веселье вышло из под контроля, ночь Маринеско провел со шведкой, хозяйкой местной гостиницы, а на утро появился ее муж. Вопреки обыкновению, он не стал устраивать драку, а сообщил «куда следует». Когда стали известны все подробности разгульного праздника, дело передали в СМЕРШ, шведку сочли немецкой шпионкой, а Маринеско хотели обвинить в разглашении военной тайны. Ситуацию усугублял тот факт, что в отсутствии капитана, выпивший экипаж вступил в конфликт с местным населением.

Командующий Балтийским флотом адмирал Трибуц хотел придать Маринеско суду военного трибунала, но дал талантливому командиру шанс(и уж точно не пожалел об этом). Таким образом 9 января 1945 года С-13 стала единственной подводной лодкой за всю историю советского флота, отправившейся в поход под командованием «капитана-штрафника».

-5

30 января 1945 года лодка капитан 3-го ранга Маринеску настигла на подходе к бухте Данцига немецкий транспорт «Вильгельм Густлофф». Изначально это был десяти палубный немецкий круизный лайнер, спущенный на воду в 1937 году, 1939 судно было переоборудовано под плавучий госпиталь на 500 койко-мест и использовалось как плавучий госпиталь во время боевых действий Германии против Польши. С 1940 корабль был переоборудован в плавучую казарма для школы подводников Кригсмарине. По современным оценкам на борту Вильгельма Густлоффа находились 10 582 человека: 918 курсантов младших групп 2-го учебного дивизиона подводных лодок, 173 члена экипажа судна, 373 женщины из состава вспомогательного морского корпуса, 162 тяжелораненых военнослужащих, и 8956 беженцев.

Транспорт шел в сопровождение миноносца «Lowe», не используя противолодочный зигзаг, сказывался недостаток топлива и то, что судно шло через достаточно узкий коридор в минном поле, и капитан хотел побыстрее выйти в безопасные воды. Лайнер не мог развить полный ход из-за полученных при бомбардировке повреждений, максимальная скорость судна составляла 12 узлов. Вечером, в 18:00 на корабль пришло сообщение, что ему идет навстречу конвой тральщиков, и было приказанно включить ходовые огни во избежание столкновения.

Вечером, 30 января 1945 Маринеско увидел ярко освещенный корабль и два часа следовал за ним в надводном положении. Подлодки того времени не могли догнать лайнер, но Вильгельм Густлофф шел медленнее максимально возможной скорости из-за повреждений после бомбардировки и перегруженности людьми. В 19:30 капитан, не дождавшись тральщиков, приказал выключить огни, но было уже поздно, Маринеско выводил лодку на атаку.

К 9 вечера лодка в надводном положении зашла со стороны берега(с этого направления её меньше всего могли ожидать) и выпустила три торпеды. Четвертая торпеда застряла в торпедном аппарате, что едва не привело лодку к взрыву, торпеду с трудом смогли обезвредить. Первая торпеда попала в носовую часть Вильгельма Густлоффа, вторая в пустой бассейн, в котором находились женщины вспомогательного персонала Кригсмарине, а третье в машинное отделение, лишив судно хода. С этого момента лайнер был обречен.

По разным оценкам уцелеть удалось от 1500 до 2500 человек из почти 11 тысяч находившихся на борту. Лайнер был военной целью и его потопление не являлось военным преступлением. Госпитальные суда должны обозначаться знаками красного креста, не могут иметь камуфляжную раскраску и не могут идти в конвое с военными судами. Вильгельм Густлофф был военным кораблем, и ответственность за беженцев на борту лежит целиком на командование Кригсмарине.

-6

10 февраля 1945 года на подходе к Данцигской бухте С-13 потопила транспорт «Штойбен», водоизмещением 15000 т. На борту судна находились 4235 человека(2680 из них раненые), из них спаслось 659. Судно было вооружено, шло в конвое, и поэтому его нельзя считать госпитальным.

По результатам похода капитан 3-го ранга Маринеско был прощен и даже представлен к званию Герой советского союза, но командование сочло пьяницу и дебошира недостойным столь высокого звания и заменило награду на орден Красного знамени.

Шестой поход, проходивший с 20 апреля по 13 мая 1945 года оказался неудачным. По мнению командира бригады Курникова, Маринеско «имел много случаев обнаружения транспортов и конвоев противника, но в результате неправильного маневрирования и нерешительности сблизиться для атаки не смог… Действия командира ПЛ на позиции неудовлетворительные. Командир ПЛ не стремился искать и атаковать противника… В результате неактивных действий командира ПЛ „С-13“ боевую задачу не выполнила…».

После войны

14 сентября 1945 года вышел приказ № 01979 наркома ВМФ Кузнецова: «За халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность командира Краснознамённой подводной лодки С-13 Краснознамённой бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота капитана 3-го ранга Маринеско Александра Ивановича 8отстранить от занимаемой должности, понизить в воинском звании до старшего лейтенанта и зачислить в распоряжение военного совета этого же флота»

С 18 октября по 20 ноября 1945 года Маринеско был командиром тральщика Т-34, а затем уволен в запас. После войны в 1946—1949 годах Александр Иванович работал старшим помощником на торговых судах, в 1949 году стал работать заместителем директора Ленинградского НИИ переливания крови.

В 1949 году был осужден на три года лишения свободы по обвинению в «разбазаривании социалистической собственности». В 1951-1953 годах работал топографом Онежско-Ладожской экспедиции, с 1953 года руководил группой отдела снабжения на ленинградском заводе «Мезон».

-7

Маринеско умер в Ленинграде после продолжительной и тяжёлой болезни 25 ноября 1963 года. Похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.