Дискуссии по поводу новой технологии, позволяющей редактировать ДНК человека, становятся все оживленнее, голоса "за" и "против" звучат все громче.
Технологию назвали Crispr (произносится как английское "crisper", то есть "более ясный"), и теоретически она позволяет так изменять ДНК, что в ней не останется триггеров таких, например, болезней, как рак.
Выглядит прекрасно, правда? А теперь посмотрим на темную сторону этого открытия с точки зрения этики.
Не приведет ли применение этой технологии к погоне за "дизайнерскими младенцами", в которых тщеславные (и богатые) родители захотят вложить все свои нереализованные амбиции?
Не смахивает ли это на евгенику, селекцию "правильных людей" с заданными интеллектуальными и физическими качествами?
Пока эта технология не настолько широко применяется, чтобы назвать ее одной из главных проблем сегодняшнего дня, однако мы должны быть готовы к тому, что к 2050 году возникающие уже сейчас вопросы зазвучат громко и актуально.
Сможем ли мы обеспечить участие специалистов по этике в принятии решений о том или ином эксперименте по изменению ДНК человека в каждой лаборатории, в каждом университете, в каждой корпорации?
"Когда технологии с такой скоростью создают все новые и новые возможности, очень трудно найти время для того, чтобы задуматься над этической стороной предлагаемого", - отмечает Николас Агар, профессор этики Университета Виктории в Веллингтоне (Новая Зеландия).
"Это дело небыстрое, но нам придется решить, что именно делает человека человеком и какие вещи лучше не трогать".